АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ

Поздравление Председателя Учебного комитета РПЦ архиепископа Верейского Евгения с началом учебного года


Поздравление учащим и учащимся духовных учебных заведений Председателя Учебного комитета РПЦ архиепископа Верейского Евгения с началом учебного года.
31 августа 2012 г.

Сердечно поздравляю вас с началом нового учебного года! Уже много лет 1 сентября отмечается государством как праздник и в официальных документах именуется «День знаний». Для христианина это особо значимый день, поскольку предметом подлинного знания может являться только истина, а сердцевиной христианской веры является Господь Иисус Христос – Путь, и Истина, и Жизнь (Ин. 14:16). Познание истины заповедано нам Самим Господом как непременное условие нашего освобождения от рабства греху, непременное условие нашего спасения (Ин. 8:32).

«Безрассудно требование некоторых, чтоб результаты изучения христианства, его высокия и глубокия тайны были для них вполне ясны без всякаго изучения христианства! Хотите знать тайны христианства? – Изучите его», – писал свт. Игнатий Брянчанинов. Теоретическое изучение истин веры Христовой, изучение системное, необходимо всякому христианину. «Учение школьное, по букве, не только очень полезно, но и необходимо, как доставляющее точные и подробные познания о христианстве по учению Православной Церкви», – говорил тот же святой. Тем более это изучение необходимо тем, кто положил своей целью служение Богу, избрав своей деятельностью окормление стада Христова. Духовные учебные заведения Русской Православной Церкви, имеющие глубокую и древнюю традицию, – предоставляют учащимся все необходимые условия для такого теоретического изучения.

Хочется особо отметить, что в настоящий момент система духовного образования находится в состоянии глубокого и разностороннего реформирования. Если предыдущую реформу можно было бы сравнить с косметическим ремонтом, то сегодняшний этап – значительно более глубокая модернизация всего здания. Меняется не только количество лет обучения и состав предметов. Меняется сам подход к сути обучения. Новая система образования предполагает не пассивное восприятие учащимся некой суммы знаний, но деятельное участие в процессе собственного обучения: самостоятельное изучение широкого круга литературы, влияние на траекторию своего образования, приобретение определенных компетенций, делающих выпускника способным к практическому применению полученных знаний. Эта коренная перестройка очень сложна и трудоемка как для учащихся, так и для преподавателей и сотрудников духовных школ. Требуется много труда от каждого участника учебного процесса для того, чтобы, сохранив суть преподаваемых знаний – неизменные основы христианской веры, трансформировать формы их преподавания в соответствии с потребностями времени таким образом, чтобы эта модернизация привела к подлинному повышению уровня духовного образования, а не к профанации и имитации реформирования. Хочется призвать всех участников учебного процесса: администрацию, преподавателей, студентов учебных заведений Русской Православной Церкви – быть не пассивными, но активными, деятельными, творческими участниками этого процесса реформирования, чтобы новая система стала плодом нашего общего делания на ниве духовного образования. Учебный комитет, в свою очередь, будет прилагать все усилия для поддержки процесса реформирования, в том числе посредством предоставления всем желающим как собственных учебно-методических разработок, так и лучших практик ведущих духовных учебных заведений.

Вместе с тем, нам всем следует помнить, что теоретическое изучение Христианства не может являться самоцелью, чем-то главным для христианина. В этом случае оно превращается в профанацию, в пустую философию по духу века сего, по стихиям мира, а не по Христу (см. Кол. 2:8). Святые Отцы уподобляют теоретическое изучение основ православной веры, веру от слуха, закладке основания здания, а изучение деятельное, опытное, веру от дел – возведению всего строения. «Здание не может быть воздвигнуто, если прежде не будет устроено основание, и устроение основания остается бесполезным трудом, если на основании не будет воздвигнуто здание». «От этих двух познаний возводится стяжавший их, возводится Самим Богом как засвидетельствовавший зависевшими от него и возможными ему свидетельствами искренность желания познать Бога, возводится к таинственному, существенному духовному познанию, всегда соединенному с живою верою», – говорит свт. Игнатий Брянчанинов.

Призываю всех учащих и учащихся к ревностному труду в деле познания веры Христовой и к деятельному соответствию жизни каждого этим знаниям с тем, чтобы в свое время прийти к опытному, духовному познанию Бога, в котором и заключается наше спасение.

С любовью о Господе

 

Председатель Учебного комитета

Русской Православной Церкви,

Ректор Московской духовной академии

архиепископ Верейский Евгений

 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.