|
Интервью с Т. А. ГорошкоТамара Александровна Горошко – реставратор высшей категории ВХНРЦ им. ак. И. Э. Грабаря, занимается реставрацией по ткани уже более 50 лет и является одним их самых опытных реставраторов в России. Ею отреставрировано около 500 произведений искусств. Основные реставрационные работы: плащаница «Положение во гроб» 1561 года (Сергиево-Посадский ГИХМЗ); московская плащаница 1595 года; клобук митрополита Ионы Сысоевича, мастерская Строгановых, 1665 год (Ростово-Ярославский ГИХМЗ); фелонь преподобного Кирилла Белозерского (Кирилло-Белозерский ИНХМЗ); покров «Димитрий Прилуцкий» московских мастерских Милославских середины XVII века (ВГИАХМЗ). Тамара Александровна – участник отчетных выставок ГЦХРМ-ВХНРЦ с 1965 года, а также многочисленных зарубежных выставок в Париже, Мадриде, Ватикане, Генуе, Флоренции. С 2005 года Тамара Александровна преподает в Отделении лицевого шитья при Иконописной школе МДА и является одновременно сотрудницей Церковно-археологического кабинета, трудясь над реставрацией различных экспонатов музея вместе со своими ученицами. 06 июля 2012 г.
- Тамара Александровна, расскажите, пожалуйста, немного о себе: когда Вы начали заниматься реставрацией по ткани и какие хранящиеся в ЦАКе экспонаты были Вами отреставрированы? - Я пришла работать реставратором в 1955 году, еще в юности, в ГЦХРМ им. академика И. Э. Грабаря. Позднее он стал называться ВХНРЦ – Всесоюзный художественный научный реставрационный центр им. академика И. Э. Грабаря. Там я проработала до 2010 года. Моей учительницей была Меркулова Александра Дмитриевна. В течение многолетней трудовой деятельности я проводила реставрационные работы в командировках в Ростове Великом, Перми, Великом Устюге, Астрахани, Архангельске, Костроме, Вологде, Твери, Тарханах, Петергофе. За годы работы в ВХНРЦ подготовила семь реставраторов, которые в настоящее время работают в музеях. В Отделении лицевого шитья при Иконописной школе академии я преподаю реставрацию прикладного искусства с 2005 года. За семь лет для Церковно-археологического кабинета было отреставрировано 32 экспоната, саккос Святейшего Патриарха Тихона XX в., мантия св. Филарета Московского XIX в., воздух «Положение во гроб» XVIII в. Последней работой стала реставрация женских головных уборов XIX века – кокошников. - Расскажите, как проходит реставрация кокошников? - Реставрация проходит следующим образом. Начинаем с фотофиксации экспоната до реставрации, затем с лобной части удаляется фабричный галун, далее производится очистка фона, металлического шитья, перламутровых плашек, подкладок. Затем – укрепление фона, металлического шитья, перламутровых плашек, двух подкладок, набойки; шелковая ткань укрепляется и перекрывается тонированным реставрационным газом, монтаж деталей после реставрации, фотофиксация после реставрации. Для экспонирования изготовлены подставки. - Тамара Александровна, сколько сейчас у Вас учениц в Отделении лицевого шитья и как Вы их готовите? - Я беру девушек со второго курса и обычно у меня занимается 3-4 человека. Я работаю непосредственно с каждой студенткой. Каждая из них должна в течение года отреставрировать экспонат, написав реставрационный паспорт и сделав фотофиксацию. По итогам просмотра ей выставляется оценка «отлично», которая идет в диплом. - Что лично Вас воодушевило и привлекло к реставраторской работе и когда Вы оказались в Лавре? - Любовь к реставрации мне привила еще в юности Александра Дмитриевна Меркулова, которая меня, сироту, почему-то очень полюбила и взяла к себе, и мы с её племянницами постоянно трудились вместе с ней. В Отделение лицевого шитья меня пригласила на работу Марина Владимировна Бирюкова в 2005 году. - Что у Вас в ближайших планах? - В ближайших планах - реставрация Плащаницы «Положение во гроб» XVIII века и пелена Богоматери Владимирской из собрания ЦАКа. - Тамара Александровна, желаем Вам крепкого здоровья, долгих лет жизни и Божией помощи в трудах на благо Церкви. Беседовал Денис Спиров Пресс-служба МДА См.также:
Работы отделения Лицевого шитья при МДА [Фоторепортаж]
[06 июля 2012 г.]
|