22 сентября 2009 года 5 лет со дня кончины художника-реставратора
Екатерины Сергеевны Чураковой.
Мы каждый день проходим по залам Церковно-археологического кабинета при
Московской духовной академии и уже почти не задумываемся, кто же собрал,
сохранил, восстановил это неоцененное сокровище – единственный в мире (по
обилию редчайших иконографий) музей-класс, музей-проповедь! Музей – продолжение
храма!
50 лет посвятила реставрации икон и картин собрания ЦАКа Екатерина
Сергеевна Чуракова. Почти каждый экспонат музея был в ее руках. Самые драгоценные
святыни восстановила этот удивительный реставратор, обладавшая даром вдохнуть
новую жизнь в почерневшие, истерзанные людьми и войнами иконы, картины,
скульптуры. Реставратор, как врач, может вылечить, а может и искалечить. Екатерина
Сергеевна – реставратор, работы которой по прошествии стольких лет поражают
безукоризненностью исполнения, качеством, живут и вдохновляют людей.
К работам ее относится древнейший образ Пресвятой Богородицы Оранты и
святой великомученик Георгий из Каира, подаренный Патриарху Алексию I. Доска была обгоревшей, икона практически с трудом
проглядывала сквозь почерневшую олифу. Этот образ находится в первом зале ЦАКа.
Там же – икона греческого письма «святитель Спиридон Тримифунтский», тоже была
полностью почерневшей. В третьем зале трудами Екатерины Сергеевны расчищена
икона Симона Ушакова «святитель Николай», образ Божией Матери «Всех скорбящих
Радость».
Екатерина Сергеевна возродила прижизненные портреты преподобного Паисия
Величковского, преподобного Серафима Саровского, митрополита Платона (Левшина),
архиепископа Августина (Виноградского), святителя Филарета (Дроздова),
преподобных Оптинских старцев: преподобного Макария, преподобного Амвросия,
преподобного Варсануфия, преподобного Моисея, преподобного Варнавы
Гефсиманского. Один из портретов святителя Филарета (Дроздова) нашли в
раздевалке рабочих – он висел ликом внутрь на гвозде. Ею восстановлены образ
Божией Матери «Благодатное Небо» Васнецова, «Исцеление слепорожденного» Сурикова;
Чудотворные образы Калужской Матери Божией (первый обретенный – ныне в г.
Калуге); чудотворный образ «Порт-Артурской» Пресвятой Богородицы, который
Владыка Вениамин (Пушкарь) вез с Дальнего Востока, чтобы его
отреставрировала Екатерина Сергеевна. Патриарх Пимен только ей доверял
реставрацию келейных картин в Переделкино, например, образ святителя Филиппа,
на котором были большие утраты холста и живописи.
Родилась Екатерина Сергеевна Чуракова в 1918 г. в семье народного
художника Сергея Михайловича Чуракова. Самое удивительное, что его все знают.
Вспомните эскиз «Отец и сын» к незавершенной колоссальной картине Павла Корина
«Реквием. Русь уходящая». Отец с развивающейся седой бородой и с палкой в руках
(с этой палочкой Екатерина Сергеевна ходила в последние годы жизни по академии)
и сын – Степан Сергеевич Чураков. Он был также художником-реставратором. Реставрировал
Дрезденскую галерею после Великой Отечественной войны, также реставрировал Третьяковскую
галерею и Пушкинский музей. В семье было девять детей – все художники, и Катя с
юных лет впитала любовь и понимание к иконам и картинам. Брат Кати Сергей
реставрировал в Ферапонтове храм Рождества Пресвятой Богородицы, работал в Третьяковской галерее и
Пушкинском музее. Сестра Мария – график-гравер, была ученицей Фаворского. Вот
откуда такая разносторонность, чувство стиля, деликатность и требовательность в
работе у Екатерины Сергеевны.
После смерти отца, которую очень тяжело, до отчаяния, переживала
Екатерина Сергеевна, ее духовно поддежала Мария Николаевна Соколова
(монахиня Иулиания, 110 лет со дня рождения которой мы отмечаем в этом году 21
ноября). Зная трудолюбие и талант Екатерины Сергеевны, Мария Николаевна
пригласила ее монтировать иконы, написанные на холсте (с иконостаса Троицкого
собора) в город Фергану, где служил настоятелем отец Борис Холчев (1951 г.) –
духовный сын праведного Алексия Мечева.
Затем были реставрации в Трапезном храме Троице-Сергиевой Лавры.
Екатерина Сергеевна реставрировала праздничный чин главного иконостаса предела
преподобного Сергия Радонежского. Затем последовала совместная реставрация
росписей Трапезного и Духовского храмов, а также Троицкого собора, где Екатерина
Сергеевна должна была писать «Страшный Суд». Но брат Сергей, также принимавший
участие в росписи, отдал ей композицию «Апостол Петр ведет праведников в рай», оставив
себе «Страшный Суд». Наместником в Лавре был тогда архимандрит Пимен – будущий
Патриарх. Он очень заботился, чтобы художники-реставраторы ни в чем не
нуждались, даже сам приносил еду и говорил: «Катя и все – на Страшный Суд!»
Заведующим ЦАКа был в ту пору отец Алексий (Остапов), его помощником
игумен Марк (Лозинский). При ЦАКе была огромная библиотека, в ней же трудился
отец Лаврентий (Постников). К 1955 году в храм Покрова Богородицы были написаны
иконы праздничного чина, в стиле немногих сохранившихся (иконостас храма принесен
из разрушенного храма преподобного Харитона Исповедника в Москве). Писала иконы
монахиня Иулиания и Екатерина Сергеевна, которая грунтовала доски и раскрывала
все цвета. В этом же иконостасе Екатерина Сергеевна отреставрировала главные
святыни: икону Покрова Пресвятой Богородицы XVIвека,
житийную икону преподобного Сергия Радонежского и образы Господа
Саваофа (Отечество). В алтаре находится икона письма Екатерины
Сергеевны «Святитель Иннокентий митрополит Московский», роспись
«Евхаристия».
Повсюду в академии находятся картины, реставрированные Екатериной
Сергеевной: «Снятие со креста» на четвертом этаже, «Спор о вере» в аудитории,
митрополит Платон (Левшин) в Актовом зале МДА. Там же находится икона письма
Екатерины Сергеевны «Господь Вседержитель на престоле». Этот образ пережил
страшный пожар 1986 г. Потолок здания держался до тех пор, пока икона была в
зале. Как только студенты, старавшиеся вынести все из пожара, забрали икону,
50-тонный потолок рухнул. Екатерина Сергеевна трудилась над созданием образа
святой равноапостольной Ольги в житии (по заказу архимандрита Иннокентия Просвирина).
Под руководством Екатерины Сергеевны в 80-е годы XXв. сделаны реставрации больших икон на столпах
Успенского собора Лавры; отреставрирован (промыт от копоти, укреплен) после
пожара 1986 г. иконостас храма Покрова Пресвятой Богородицы и многое
другое.
Екатерине Сергеевне Чураковой за труды были пожалованы ордена
преподобного Сергия I, II, III степени,
князя Владимира, равноапостольной княгини Ольги, а также присвоено звание
реставратора высшей категории.
На ордене преподобного Сергия на обороте сделана надпись «Смирением
возвышаемый». Поистине это относится к Екатерине Сергеевне: в жизни она была необыкновенно
искренней, простой, открытой, знавшей необъятное море стихов, А.С. Пушкина «Евгений Онегин» наизусть. Она
писала и реставрировала святые образы в течение более 50 лет! До того, как она стала
работать в Лавре, у нее были еще реставрации Большого театра, после того, как
туда попала бомба во время войны, или реставрация детских портретов в Музее
игрушки в Сергиевом Посаде, реставрация исторических картин в Новгороде (с
братом Сергеем и Степаном).Реставрируя с любовью, бескорыстно, она
никогда не превозносилась таким необъятным талантом. В юности она иллюстрировала
детские книги, была одной из лучших учениц Павла Корина. Ко всем Екатерина
Сергеевна была приветлива и заботлива. Она старалась не унывать в тяжелейших
обстоятельствах жизни, например, попав в 90-е годы в автомобильную катастрофу. Ее
выхаживали учащиеся Иконописной школы МДА по благословению игумена Луки
(Головкова), и после этого она еще много лет трудилась в академии.
Все сотрудники МДА отзываются о Екатерине Сергеевне с большим теплом и
любовью. Милость Божия, что мы трудились вместе с ней.
Надежда Александровна Воскресенская
Сотрудники библиотеки МДАиС и ЦАКа
Пресс-служба МДА
ФОТОАЛЬБОМ
Авторсая копия образа Богородицы работы Виктора Васнецова «Благодатное небо», написанная для храма святого князя Владимира в Киеве. Реставрация Екатерины Сергеевны
Икона «Взбранной Воеводе» из Покровского храма, работа Екатерины Сергеевны
Образ великомученика Антипы, реставрация Екатерины Сергеевны
Икона Богородицы «Всех скорбящих Радость», реставрация Екатерины Сергеевны
Икона «Гоподь Вседержитель», работы Екатерины Сергеевны. Актовый зал МДА. Икона пережила пожар в 1986г.
Древнейшая икона ЦАКа, подарок Алексею I из Каира X-XI в. Реставрация Екатерины Сергеевны
Екатерина Сергеевна Чуракова 1918-2004
Екатерина Сергеевна за работой над иконой-картиной Богородицы Виктора Васнецова
Екатерина Сергеевна и Мария Николаевна среди сотрудников ЦАКа
Парсуна «Монах на кресте» XVII в. Реставрация Екатерины Сергеевны в 1985г.
Святой Илия Пророк, из собрания ЦАКа. Реставрация Екатерины Сергеевны
Святой Илия Пророк. Реставрация Екатерины Сергеевны
Мария Николаевна Соколова (монахиня Иулиания)
Митрополит Платон с учениками в Вифанской семинарии. Актовый зал МДА. Реставрация Екатерины Сергеевны
Надвратная сень, XVII век. Реставрация Екатерины Сергеевны
Богоматерь Одигитрия. Реставрация Екатерины Сергеевны
Образ Иисуса Христа «Отечество». Иконостас Покровского храма МДА. Реставрация Екатерины Сергеевны
Икона «Покров Пресвятой Богородицы», XVI в. Древнейшая икона иконостаса Покровского храма. Реставрировалась Екатериной Сергеевной в 80-е гг.
Икона Симона Ушакова «Святитель Николай». Реставрация Екатерины Сергеевны
Картина «Снятие со Креста». 4 этаж академии. Реставрация Екатерины Сергеевны
Икона «Святитель Спиридон Тримифунтский», XVII век. Реставрация Екатерины Сергеевны
Василий Суриков «Исцеление слепорожденного». Из собрания ЦАКа. Реставрация Екатерины Сергеевны
«Тайная верчеря». Холст, живопись. Реставрация Екатерины Сергеевны
Павел Корин, эскиз «Отец и сын» к незавершенной картине «Реквием. Русь уходящая». Отец — папа Екатерины Сергеевны Сергей Чураков, народный художник России. Сын — Степан Чураков, художник реставратор.
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)
При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.