16 мая 2010 года в Церковно-археологическом кабинете
Московской духовной академии состоялась встреча с Раффаэлло Романелли (Raffaello Romanelli), скульптором из
Флоренции (Италия).
Раффаэлло принадлежит к известной в Европе династии
скульпторов Романелли. Его прапрадед, также Раффаэлло Романелли, является
автором скульптуры Христа – святыни из собрания ЦАКа. В семье Романелли сама
скульптура долгие годы считалась утерянной, в мастерской находилась лишь ее гипсовая
модель.
Вся встреча была посвящена истории одного памятника
искусства - скульптуры Христа, находящейся в зале Западно-европейского
искусства ЦАКа. Автор скульптуры - Раффаэлло
Романелли, выдающийся европейский скульптор рубежа XIX – XX века. Этот итальянский скульптор
выполнял заказы известнейших европейских аристократических семей, в том числе
императорских. В 1911 году его проект памятника императору Александру II был признан лучшим, но, к
сожалению, проект не был осуществлен из-за начавшейся войны. Скульптура Христа была
выполнена Раффаэло, предположительно, по заказу барона фон Мекка для места
захоронения дочери и находилась на Лефортовском немецком кладбище в Москве.
Идейным вдохновителем встречи стал заведующий ЦАКом МДА
протодиакон Игорь Михайлов. По инициативе протодиакона Игоря Михайлова и хранителя
фондов ЦАКа Е. Ю. Суворовой в течение двух лет велась исследовательская работа
по истории статуи Христа, шел поиск документов и фотографий в архивах г. Москвы
и музее архитектуры им. Щусева.
Встреча открылась выступлением протодиакона Игоря Михайлова
и Е. Ю. Суворовой, рассказавших о результатах своей двухлетней работы. Они
представили искусствоведческую справку и рассказали об уникальной судьбе
скульптуры в XX веке на основе найденных документов.
Затем старейший сотрудник ЦАКа – монахиня Антония (Владимирова)
– поделилась своими воспоминаниями о событиях, связанных со скульптурой.
В заключение встречи выступил скульптор Раффаэлло Романелли,
который рассказал о своем известном предке, о своей мастерской во Флоренции,
показал документы и фотографии. Особый интерес вызвал портрет автора скульптуры
Раффаэлло Романелли, а также фотография гипсовой модели памятника, хранящейся в
мастерской Романелли. Данная модель не имеет рук, из-за чего потомкам скульптора
был не вполне ясен замысел автора. Дело в том, что на месте захоронения
скульптура Христа находилась рядом с сооружением, символизирующим Иерусалимский
храм, на которое и указывает жест Христа, напоминающий о словах разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну
его (Ин. 2.19). Эта фраза Христа относилась как к Нему Самому, так и к тому,
чьи останки покоились рядом, указывая на всеобщее воскресение.
Таким образом, спустя сто лет Раффаэлло, первым из потомков
Романелли, смог увидеть скульптуру во всей полноте ее авторского исполнения и
понять замысел автора.
Эта встреча стала возможна благодаря Владимиру Владимировичу
Асмирко, Лидии Петровне Шуваловой, Росселле Бедзекки и фирме ООО
"Адресс".
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)
При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.