|
Выставка «Митрополит Платон (Левшин). 1737-1812» (к 200-летию памяти)04 декабря 2012 г. 29 ноября 2012 года в ЦАКе открылась выставка: «Митрополит Платон (Левшин). 1737-1812 гг.», приуроченная к 200-летию его памяти. 2 декабря выставка экспонировалась на Филаретовском вечере в фойе Большого актового зала. Состоялась она благодаря радению заведующих ЦАК протодиакона Игоря Михайлова и библиотекой МДА игумена Дионисия (Шлёнова), а также идее и её воплощению научного сотрудника ЦАК Надежды Махониной. Выставка освещает церковное художественное наследие, связанное с одним из великих архиереев России. Платон (Левшин)* был великим и увлеченным ревнителем учености и просвещения. На вопрос Екатерины II, определившей иеромонаха Платона в учителя к своему сыну, наследнику престола, о причине избрания монашества он ответил: «по особой любви к просвещению». Особенно много сделал Платон для Троицкой Лаврской семинарии. И в истории Спасской академии время Платона было временем расцвета. Новым проектом Платона стала Вифанская семинария, учрежденная по образцу Лаврской в 1797 г., но открытая уже только в 1800 г. Концовка 2012 года ознаменовалась появлением в Сергиевом Посаде (ул. Маслиева, 25) нового памятника скульптора Александра Шомова митрополиту Платону, основателю Спасо-Вифанского монастыря, который открылся 24 ноября. Платон (Левшин) был членом Святейшего Синода, придворным проповедником, законоучителем наследника престола, Московским митрополитом, настоятелем Троице-Сергиевой Лавры и Спасо-Вифанского монастыря. Некоторые драгоценные произведения, связанные с его именем, вошли в основное ядро художественных сокровищ ризницы Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника, такие как архиерейские облачения, богослужебная утварь, предметы обихода, а также портреты иерарха. Они для него создавались лучшими российскими мастерами. Ими гордились, их берегли, редко использовали в повседневной практике и с гордостью показывали приезжающим гостям. Ученый иерарх в большинстве случаев являлся не просто заказчиком, но в значительной степени духовным вдохновителем и соавтором художников. Основная часть собрания портретов имеет, закономерно, московское происхождение.Рассмотрим портрет Платона (Левшина), митрополита Московского и Коломенского, с учениками Вифанской семинарии. Начало XIX века. Москва. М.П. Платонов (?). Холст, масло. 205х126 см.: Наиболее значительный по размерам и сложный по программе - портрет-картина с изображением митрополита Платона (Левшина). Иерарх представлен в домашней одежде, сидящим за столом, с пером в руке. От сильного порыва ветра у его клобука оторвалась материя. Обернувшись, он увидел слетающего с небес Ангела, протянувшего ему большое горящее сердце с надписью вокруг: “Горе сердца” и книгу с текстом: “С(ы)не ч(е)л(ове)чь! Стража дахъ тя дому Израилеву. Иезик. гл. Г. стих IЗ”. Перед митрополитом на столе книга, раскрытая на словах: “Не Б(о)гу ли повинется д(у)ша моя”, справа изображен хор учеников Вифанской семинарии. Портрет написан в традициях религиозной живописи XVIII в. и являет попытку облечь тонкие духовные понятия в зримые телесные образы. По-видимому, именно этот портрет описывает Д. А. Ровинский. Портрет находился в покоях митрополита в Вифании, автор - Моисей Петрович Платонов, воспитанник иерарха, кстати, изобразивший себя справа с цветком в руке, среди учеников. Очевидно, произведение это - похвала “просвещенному” митрополиту от его “питомцев”. Второй портрет митрополита Платона создан позднее, во второй четверти XIX в., одновременно с аналогичным портретом святителя Филарета (Дроздова). Оба иерарха облачены в мантию Московских святителей с образами преподобных Сергия и Никона на скрижалях, правой рукой благословляют именословно, в левой держат архиерейский жезл с вензелем на сулоке. Такие репрезентативные официальные портреты иерархов, восходящие к традициям иконописного изображения, были наиболее распространены. Возможно, данная пара портретов создана для Митрополичьев покоев Троице-Сергиевой лавры или для Духовной Академии. В первой витрине выложены сочинения митрополита Платона: первый том полного собрания его сочинений (издание конца XIX – начала XX вв., 976 с.) с его портретом и репродукцией автографа. В этом томе помещены его слова на церковные праздники и различные события из царской жизни, за ними напечатана его «Сокращенная христианская богословия». Последнее сочинение выложено в этой же витрине в трех изданиях разных лет (сер. XVIII в.), одно из которых напечатано церковнославянским шрифтом. Это произведение было предназначено для обучения началам православного вероучения наследника престола цесаревича Павла Петровича и было написано иеромонахом Платоном, когда он был его учителем. Рядом помещена небольшая книжка протоиерея В. Магнитского, рассказывающая об этом периоде деятельности святителя (изд. 1913 г.). Здесь также лежат два тома его сочинения «Дух или избранные мысли из душеспасительных поучений... митрополита Платона», изданные при его жизни, в 1804 году, в которых поучения расположены по алфавиту. Здесь же выложена часть его эпистолярного наследия (в изданиях XIX в.): его письма к высочайшим особам, к преосвященным Августину и Амвросию и его письмо из Иерусалима. В третьей витрине представлены шестнадцать томов собрания сочинений митрополита Платона, среди которых поучительные слова в двенадцати томах, катехизис в двух томах (8 и 9) и шестом томе разные сочинения. Шестой том представлен дважды: с титульным листом и речью митрополита Платона в день восшествия на престол императрицы Екатерины II. Десятый том также представлен дважды: с титульным листом и рукописью с «кратким начертания жизни преосвященного Платона» написанным рукописным текстом. Все книги, за исключением трёх, в переплёте из натуральной кожи. В собрании отсутсвуют седьмой, двенадцатый и семнадцатый тома. В четвертой витрине представлены книги, рассказывающие о жизни и деятельности митрополита Платона, в том числе в основанных им Вифанском монастыре и Вифанской семинарии. Далее экспонируется книга с речью доцента Императорской Московской Духовной Академии Виноградова В.П. в собрании Церковно-Археологического Общества Любителей Духовного Просвещения 22 октября 1914 года «Наследие митрополита Платона в истории Московской Духовной Академии». Есть и его автобиография под редакцией протоиерея С. К. Смирнова. Авторы других его биографий – Дмитрий, Розанов, Беляев. Представлен сборник его поздравительных стихов в Вифанской семинарии на русском, латинском и древнегреческом языках (83 стр.), собранных Сергеем Муретовым. Из биографических работ наиболее древним из представленных является издание 1822 года (т. е. вышедшее через десять лет после его смерти), посвященное государыне императрице Марии Феодоровне. Другая книга, относящаяся к теме биографии святителя – это интересное издание некоторых его документов («Из бумаг митрополита Московского Платона», 88 стр.), в котором напечатана учебная тетрадь вел. кн. Павла Петровича с исправлениями митр. Платона, дневник святителя за 1763-1765 гг., некоторые его письма и устав масонского общества с примечаниями, обличающими масонство. Во второй витрине представлены следующие портреты: (см. на сайте в публикациях в разделе ЦАКа) Портрет Платона (Левшина), митрополита Московского и Коломенского. Конец XVIII - Начало XIX века. Гравёр С.Ф. Иванов. Офорт, резец, пунктир 19.7 х 12.5; 20х12.7 см., ЦАК МДА. Гр. 83. Реставрация А.Г. Морозовой 1999 г. (ЦМиАР). На раме овала надпись: «Платон Архиепископ Московский… родился 1737. Года… iюня 29 дня». На постаменте эпиграмма: «Любовь потщилась симъ изобразить Платона,/ Любителя наук, отечества, Закона». Под изображением справа подпись: «Вырезал С. Iванов». Иерарх изображен в архиерейском богослужебном облачении (на саккосе – образ Спасителя), с панагией и крестом, в руке – жезл. Этот эстамп одно из ранних гравированных изображений митрополита Платона, в бытность его архиепископом Московским. Платон (Левшин), митрополит Московский и Коломенский. Вторая половина XVIII века. Оттиск 1870 года. Петербург – Москва- Турин. Гравёр Ухлеман (UHLEMANN). ИЗДАНО НА СРЕДСТВА КНЯЗЯ Белосельского в мастерской Вальперса в Турине. Резец. 45.0 х 31.4; 47.0 х 32.4см., ЦАК МДА. Гр. 158. Внизу слева в поле изображения подпись: « AlexandrePrince/Beloselsky». Под рамкой изображения слева: «Grave Le Portrait par Valperga a Turin», справа: «Uhlemann sculp.». Ниже: «ПЛАТОНЪ МИТРОПОЛИТЪ МОСКОВСКИЙ РОДИЛСЯ 1737 г.». медальон с портретом митрополита поддерживает два гения, по сторонам две аллегорические женские фигуры (слева держит потир и Евангелие, правая – крест). Иерарх с благословляющей десницей и жезлом, в клобуке и архиерейской мантии, на груди – панагия с Голгофой. Вероятно. Лист является оттиском из числа сделанных в 1870 г. в ограниченном количестве с доски, находившейся в коллекции князей Белосельских – Белозерских. По указанию Д.А.Ровинского: « Аллегорические фигуры скопированы с портрета Королевы Елизаветы, работы Бернигерота, а этим последним заимствованы с гравюры Эдилинка (портрет Бертена). В Вифании в гостиной Платона, есть экземпляр этого портрета, с стихами Белосельского». Литература: Ровинский Д.А. Подробный словарь русских гравированных портретов. СПб., 1888.Т.3. СПб. 1795. № 2. В 1952 году, по благословению Святейшего Патриарха Алексия, останки митрополита Платона перенесены из Вифании в Троице-Сергиеву Лавру, в Свято-Духовскую церковь. В заключении, обозревая святительские труды митрополита Платона, нельзя не заметить, что приснопамятный иерарх был ревностным архипастырем, прекрасным администратором, выдающимся церковно-общественным деятелем, даровитейшим проповедником и разносторонним ученым. Статья и фото Надежды Махониной, научного сотрудника ЦАКа МДА См. также публикацию о портретах митрополита Платона (Левшина) в разделе ЦАКа ____________________ *Митрополит Платон (в миру — Пётр Георгиевич Ле́вшин; 29 июня1737, село Чарушниково, Московская губерния — 11 ноября1812) —епископ Русской Церкви; с 21 января 1775 — архиепископ (с 29 июня1787 —митрополит) Московский и Коломенский. Автор труда «Краткая Церковная Российская История» (М.,1805 в 2-х ч.), ставшего первым по времени систематическим курсомрусской церковной истории, в которым впервые отражён критический подход к источникам и историческому преданию. |