|
Финифть Жены-мироносицы. XIX век. Камень, резьба. Оправа — серебро, стекло, монтировка. 9,9х6,2 см. Икона вместе с оглавием вырезана из цельного куска черного камня — мелкозернистого сланца — и обложена серебряной рамкой со стеклами. В низком плоском рельефе на камне воспроизведена древняя композиция «Гроб Господень». Внизу по центру иконы расположен саркофаг. Слева от Гроба — три фигуры жен-мироносиц, справа — припавший ко Гробу ап. Петр, за ним — Ангел Господень, указующий правой рукой на Гроб. За ними ап. Иоанн Богослов. Над Гробом возвышается трехкупольный храм с обозначающей кувуклию полуциркульной аркой, под которой висят две лампады. На заднем плане — каменная стена и два парящих над храмом херувима.
Каменная икона «Гроб Господень» из собрания ЦАКа является наиболее точной копией, «мерой и подобием» чудотворной Мироносицкой иконы Божией Матери, явленной в 1647 г. близ города Царевококшайска (ныне Йошкар-Ола). На месте явления каменной иконы был основан единственный в России Мироносицкий монастырь. В композиции царевококшаиской иконы использован иконографический извод, сложившийся еще в раннехристианском искусстве VI в. под влиянием свидетельств свт. Иоанна Златоуста, Никифора Каллиста и церковных песнопений, получивший позже известность в связи с распространением апокрифического жития Пресвятой Богородицы иеромонаха Епифания Кипрского, в котором говорится о присутствии среди пришедших ко Гробу женщин Божией Матери: «Богородица же одна из первых с Мариею пришли ко гробу, и Ангел указал ей на воскресшего Его (Христа)». В русском искусстве на иконах московской и псковской школ иконописи изображение Божией Матери у Гроба Господня вместе с мироносицами Марией Клеоповой, Марией Иаковлевой, Марией Магдалиной, иногда с Соломией и Иоанной встречается с первой половины XVI столетия. В более позднее время иконы с таким сюжетом были особенно распространены в Среднем Поволжье. Совмещение в композиции «Гроб Господень» изображений учеников Христа, жен-мироносиц и Сил бесплотных — ангелов и херувимов — символизирует соединение Церкви Земной и Небесной. С. Гнутова. Крест-Распятие со сценами Страстей Христовых. Третья четверть XVIII века. Великий Устюг. Фабрика братьев Поповых. Эмаль на медной основе, накладки из белого металла, штамп, серебро. 14х11 см. В центре восьмиугольной пластины расположен четырехконечный накладной крест с фестончатым обрамлением. В средокрестии — «Распятие» с двумя предстоящими. В девяти клеймах в ветвях креста расположены следующие композиции Страстей Христовых: «Тайная вечеря», «Омовение ног», «Моление о чаше», «Поцелуй Иуды», «Приведение к Пилату», «Бичевание Христа», «Несение креста», «Воскресение Христово», «Снятие со креста». В четырех углах — накладные фигуры летящих ангелов.
Пластина является редким изделием фабрики братьев Афанасия и Степана Поповых, которая существовала в Великом Устюге на протяжении всего шестнадцати лет (1761—1776). Техника изготовления достаточно редкая: на верхний, еще не обожженный слой эмали накладывались тисненные на серебряной матрице изображения, затем они покрывались слоем эмали, на которую вторично накладывалось такое же серебряное фольговое изображение (т.е. техника «двойного рельефа»). Аналогии данной пластины имеются в собрании ГИМа, в частном собрании и др. Пластина «Крест-Распятие со сценами Страстей Христовых» является чрезвычайно редким памятником русского декоративно-прикладного искусства XVIII в. С. Гнутова. Преподобные Сергий и Герман Валаамские с видом Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Последняя треть XIX века. Ростов. Эмаль на медной основе, латунь, штамп, бархат; роспись, монтировка. 22,1х19,1 см. Эмалевая икона является паломнической реликвией, привезенной богомольцами с Валаама. Исполненная с мельчайшими подробностями, она может служить путеводителем по территории Спасо-Преображенского Валаамского монастыря и его окрестностям. Изображение построено на соединении двух пространственных систем — перспективного изобразительного плана и глубокой панорамы: мы видим центральную часть острова с высокой точки по схеме перспективного плана, но ближе придвинутой к объекту показа, в смягченном варианте «естественного вида». В центре в двойном обрамлении построек, с величественным пятиглавым собором в честь Преображения Господня, небольшим Троицким храмом и надвратной Петропавловской церковью, изображен сам монастырь. К нему ведет высокая гранитная лестница, взбирающаяся на крутую гору. Слева под горой на каменных террасах разбит яблоневый сад. Он огорожен железной решеткой, продолжающейся по краю обрывистого берега. Перед монастырем с левой стороны находится сквер с памятной стелой, на которой высечены имена российских императоров и великих князей, посетивших уединенную обитель. Справа изображена Знаменская часовня, воздвигнутая в 1865 г. в честь посещения монастыря императором Александром П. За ней расположена зимняя гостиница. С тыльной стороны к монастырскому каре примыкает Старое кладбище, почти у самого горизонта виден шатровый купол храма и постройки Никольского скита, расположенного у входа в Монастырскую бухту, по которой паломники приплывают на Валаам. С такой же картографической точностью показаны береговые постройки, заросший лесом остров с двумя мостами, рыбацкие лодки и пароход, разворачивающийся в центре протоки.
Высоко в Небесах над островом возле иконы «Преображение Господне» в окружении ангелов и херувимов изображены прпп. Сергий и Герман Валаамские — основатели и святые покровители монастыря. Иконы с образами монашеских обителей и почитавшихся в них святых исполнялись ростовскими эмальерами по заказу монастырей. Нередко в качестве образцов прилагались литографированные изображения. Об аналогичном источнике образа свидетельствует не только общее построение композиции, характерное для литографии, но даже приглушенный колорит и прозрачные краски, свободно нанесенные на детали изображения и тщательно прописанные черным штрихом, напоминают раскрашенные акварелью печатные листы. Финифтяная пластина столь высокого художественного уровня и крупного размера, требовавшего при изготовлении большого опыта и мастерства, представляет значительную редкость. Благодаря удивительно точно воспроизведенным архитектурным реалиям на определенный период времени (вторая половина — 60-х — 80-е годы XIX в.), она может служить источником по истории создания архитектурного ансамбля Валаамского монастыря. Е. Давыдова.
ФОТОАЛЬБОМ
|