АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ

О воскресении души


25 апреля 2016 г.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 Дорогие отцы, братья и сестры! Мы вспоминаем сегодня воскрешение Лазаря Четверодневного, которое чудесным образом предварило Воскресение Спасителя. Воскресший Спаситель окажется вознесенным на Небо и царствующим над всем мiром. И если Воскресение Спасителя является призывом к тому, чтобы мы воскресли телом и душой и вступили в Царствие Небесное, то воскрешение Лазаря – это то воскрешение, которое продолжает земную жизнь. Для нас это повод задуматься о том, как мы живем и ценим ли встречи со Спасителем так, как это делали Марфа и Мария. Спаситель является Тем, на Кого они возлагали чаяния и на Кого возлагали надежду о том, чтобы исцелить болящего и воскресить умершего.

Но и наша с вами душа, дорогие братья и сестры, является болящей и умершей одновременно. Мы с вами пребываем в духовной болезни, мы с вами пребываем в нерадении, в духовной смерти, мы пребываем в том состоянии, когда ни Спаситель, Который находится вдалеке, ни молитва к Нему, ни Он же, приходящий в горницу нашей души, ни множество святых, ни полнота Церкви – никто и ничто не может воскресить нашу душу вопреки ее свободе, если она сама находится в безразличии и равнодушии.

И если наша душа, призванная к тому, чтобы после встречи с Богом исцелиться и воскреснуть и пойти святым путем к воссоединению утраченного единства, если она остается мертвой, то воскрешение Лазаря и продолжение его жизни на земле, но ради вечности является призывом к нашей душе не пребывать в нерадении.

Бывают такие события, которые меняют в корне всю нашу жизнь: когда мы слышим голос друга: «Иди» – и идем, когда мы получаем благословение и начинаем его выполнять, когда мы видим чей-то добрый прекрасный пример и начинаем ему следовать. Точно так же, когда Господь обращает к нам Свои божественные слова, когда мы поем: Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся[1], когда Господь говорит, что Он может быть Тем, в Кого мы призваны облечься, когда вся наша жизнь может быть облагодатствована в свете светов и когда мы с вами имеем такой божественный призыв, тогда мы не имеем права на равнодушие!

И сегодня в день воскрешения Лазаря мы должны попросить у Бога особенной ревности, чтобы то, что мы делаем на земле: наше служение Богу и наша молитва, наши посты, наши подвиги, малые и большие, и даже порой отсутствие подвигов, и наша христианская жизнь – все, что мы делаем, было не равнодушным. Чтобы в нашей жизни, дорогие браться и сестры, не было равнодушия также, как не было бы и привычки к святости. Ведь если бы Марфа и Мария к присутствию Господа, то в их мольбе: Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы братнаш[2], не было бы той силы плача, той силы скорби, силы веры и надежды, которая позволила бы воскресить Лазаря. Если бы Марфа и Мария привыкли к Спасителю, то Мария не плакала бы – и тогда Господь не заплакал бы в ответ и не вошел в гробницу Лазаря ради его воскрешения.

Наша жизнь не должна быть жизнью равнодушной, мы не имеем права не плакать перед божественным чудом. Мы не имеем права не слышать, мы не имеем права не исполнять, и мы призваны к тому, чтобы наша молитва была искренней. И когда мы просим Бога о воскрешении нашей души, когда мы молим Бога о ближних, тогда мы не имеем права просить просто так. Мы должны просить это с таким упованием, чтобы это действительно произошло! Мы должны иметь в себе ту малую веру, которая может стать большой, но это все достигается ежедневными подвигами и незаметными трудами. В день воскрешения Лазаря мы можем почувствовать, как он исходит из гроба, и посмотреть на свою душу, которая пребывает во гробе.Мы можем услышать божественные слова: «Лазарь! иди вон» – и обратиться к своей собственной душе со словами: «Душа наша! Иди вон из гроба и оставайся живущей пока еще на земле с тем, чтобы прославлять Бога и почувствовать силу к изменению, вкус вечной жизни, предваряя ее здесь перед вступлением в вечность».

Святые отцы пишут, что Лазарь, Марфа и Мария являются символами трехчастной человеческой души: ее разумной части, вожделевательной и раздражительной. Эти три части нашей души, которыми мы управляем всю жизнь, могут быть живыми или мертвыми, направленными к Богу или отступающими от Бога. И когда происходит воскрешение Лазаря и этому событию оказываются сопричастны Марфа и Мария, это, с духовной точки зрения, означает, что наши с вами души призваны к воскресению. Это означает, что разумная часть души начинает царствовать над раздражительной и вожделевательной частями, которые вместо служения греху начинают слушаться, подчиняться и все вместе вести человека по пути к Богу.

Помолимся Богу, всем святым и святому Лазарю Четверодневному, чтобы наша жизнь была не стоянием на месте, не лежанием во гробе, но пробуждением и движением вперед, к Царствию Небесному. Аминь!


[1] Гал. 3, 27. Исполняется вместо «Святый Боже» на праздники Рождества Христова, Богоявления, в Лазареву субботу, на Пасху и в день Пятидесятницы.

[2]Ин. 11, 21.32.

 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.