АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ

Подготовка миссионерских кадров на примере Московской Православной Духовной Академии и Семинарии


Доклад представлен на IV Всецерковноv съезде епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви 17 ноября 2010 года.
18 ноября 2010 г.

«В эту жизнь вводят нас, конечно, Священныя Писания, образующия нас посредством учений таинственных; но пока, по возрасту, не можем изучать глубину смысла их, мы и в других писаниях, не вовсе от них далеких, упражняем на время духовное око, как в некоторых тенях и зерцалах, подражая упражняющимся в деле ратном, которые, приобретя опытность в ловком движении рук и ног, выгодами этой игры пользуются в самых битвах.»

свт. Василий Великий Беседа 22. К юношам о том, как пользоваться языческими сочинениями

Ваше высокопреосвященство, отцы, братья и сестры! Позвольте познакомить Вас с принципами миссионерской подготовки миссионерских кадров в Московской духовной академии и семинарии. Мы выступаем за комплексный подход при подготовке миссионера-священника, по этой причине в структуру подготовки миссионерских задатков у будущих священников входят три составляющих:

  • Учебный процесс;
  • Миссионерский отдел;
  • Окружающая обстановка.

Давайте познакомимся с работой каждого компонента в отдельности.

1. Учебный процесс.

В Московской духовной семинарии читаются две дисциплины, имеющих непосредственное отношение к миссионерской деятельности это миссиология и сектоведение. Миссиология преподается на 3 и 4-м курсах семинарии, а сектоведение на 4 курсе семинарии. На пятом курсе, в рамках предмета пастырское богословие, студенты знакомятся с особенностями окормления военных, а также преступников, находящихся в местах заключения.

В Московской духовной академии слушателям церковно-практического отделения предлагаются лекции по миссиологии и сектоведению, но уже на более высоком уровне.

Для получения зачета по миссиологии, студенты 4 курса семинарии, должны пройти миссионерскую практику в школе и тюрьме. Для организации миссионерской практики без миссионерского подразделения, в духовной школе, не обойтись. Активные студенты-миссионеры, опытным путем, находят подходы к различным организациям, учебным заведениям, воинским частям и тюрьмам, тем самым создавая обширную базу для организации миссионерской практики.

2.  Миссионерский отдел

Обучение не должно замыкаться на теории. Знания ради знаний бесплодны. Любое знание должно подкрепляться практикой. По нашему мнению в Московских духовных школах достигнута некая гармония и этому поспособствовал созданный в 1999 году, по благословению Владыки Ректора, архиепископа Верейского Евгения, Миссионерский отдел. Это студенческая организация, которая осуществляет свое миссионерское служение под Небесным покровительством свт. Иннокентия, митрополита Московского. Отдел создан с целью осуществления и координации просветительско-миссионерской деятельности и подготовки к миссионерско-пастырскому служению студентов МДА и С.

В начале своей деятельности работа отдела не имела четко выраженной структурной организации, но по мере развития члены МО пришли к заключению, что «харизматический характер» организации не имеет перспективы и в будущем может привести к нежелательным последствиям. Поэтому два года назад мы разработали принципы организации работы МО и начали формирования структур отдела.

Структуру Миссионерского отдела образуют десять подразделений, которые осуществляют свою работу по следующим направлениям:

Научное подразделение: содействие развитию научной работы студентов в области теории миссионерской деятельности, планирование и организация научного межвузовского взаимодействия и передачи опыта в области миссионерской деятельности, миссионерских научно-практических конференций, семинаров, факультативов и других миссионерских мероприятий в МДА, разработка и участие в подготовке учебных пособий по научной дисциплине «Миссиология», разработка методологии ее преподавания, внесение предложений по совершенствованию программ курсов в области миссии Церкви и катехизации, разработка теоретического обоснования целесообразности открытия миссионерской кафедры при МДА.

Учебное подразделение: подготовка студентов-миссионеров к миссионерскому служению, проведение катехизаторских, богословских и миссионерских курсов. Именно это подразделение занимается организацией богословских курсов для мирян.

Трехгодичные богословско-катехизаторские курсы для мирян при Петро-Павловском подворье Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде были открыты по благословению ректора Московской духовной академии архиепископа Верейского Евгения в 1999 году. Все это время их возглавляет преподаватель и руководитель Миссионерского отдела при МДА игумен Пантелеимон (Бердников). Общее число слушателей курсов составляет около 120 человек. Это люди разного возраста (от 16 до 70 лет) и разных профессий.

На курсы принимаются крещенные в православии и прошедшие предварительное собеседование.

Основная задача – восполнить тот пробел, который был создан по объективным причинам в нашей Церкви. То есть — мы людей крестили, но не просветили. Эти курсы занимаются оглашением людей крещенных в православной вере.

Учебная программа курсов — семинарская, адаптированная под светскую аудиторию. Лекции читают преподаватели и студенты выпускных курсов МДА. Срок обучения 3 года. В конце обучения слушатели сдают комплексный экзамен и те, кто проходит испытание, а таких как правило 80%, получает диплом о праве быть катехизатором. В 2010 году на выпускном курсе обучалось около 20 человек. 

Подразделение Информационный центр:

В круг задач центра входит: администрирование и техническая поддержка миссионерской деятельности; анализ миссионерской ситуации в мире, мониторинг СМИ, анализ международного, государственного и церковного законодательства, выявление приоритетных задач миссионерской деятельности МО, разработка плана внедрения и прогнозирование результатов реализации миссионерских инициатив и проектов, подача аналитических записок в области миссионерской деятельности Ректору МДА, руководителю МО и иным лицам связанным с миссионерской деятельностью; создание библиотечных ресурсов миссионерской направленности (оцифровка фондов библиотеки МДА, обмен фондами с учебными заведениями РПЦ); разработка методических рекомендаций, проведение семинаров; планирование и организация работы интернет-страницы МО на официальном сайте МДА.

Подразделение по представительской работе: осуществляет представительные функции МО во взаимодействии с представителями различных организаций в области миссионерского служения, планирование и организация встреч членов МО, студентов МПДА и С и мирян с культурными, научными и духовными деятелями, обеспечение участия сотрудников МО в межвузовском взаимодействии, миссионерских научно-практических конференциях, семинарах, факультативах и других миссионерских мероприятиях, проводимых различными организациями в области миссионерской деятельности.

Практическо-миссионерское подразделение: планирование, организация и проведение миссионерской практики студентов МДА, а также миссионерских экспедиций, совершение Таинств и треб.

Подразделение по инославным и нетрадиционным религиозным движениям и организациям: изучает богословские концепции инославных конфессий, сект и организаций с целью видения конструктивного диалога с их представителями, и обращения в православие.

Подразделение диакония: планирование и организация благотворительного общественного служения МО малоимущим, больным, беспризорным детям, престарелым, создание, планирование и организация деятельности реабилитационных центров.

Воинское служение: планирование и организация миссионерского служения в воинских частях с целью окормления православных воинов, проповеди учения Церкви, совершения Таинств и треб.

Тюремное служение: планирование и организация миссионерского служения в пенитенциарных учреждениях с целью оказания благотворительной помощи заключенным, проповеди учения Церкви, совершения Таинств и треб.

По духовно-нравственной культуре: планирование и организация богослужений, паломнических поездок, посещение музеев, театров, концертов для членов МО, а также концертов духовных песнопений и народно-патриотических песен, экскурсий по Свято-Троицкой Сергиевой Лавре и Церковно-Археологическому кабинету при МДА для воцерковляющихся мирян.

На базе этого подразделения был организован студенческий театр, который занимается постановками спектаклей миссионерско-нравственной направленности.

Несмотря на то, что подразделения теоретически были организованы два года назад, не все они полностью сформированы и имеют руководителей. Причина в том, что мы придерживаемся принципа «Невольник не богомольник». Студенты должны быть соработниками, а не подчиненными. Это воспитывает в них самодисциплину и ответственность не за страх, а за совесть. Мы терпеливо ждем, и когда Господь посылает нам такого студента, то он с терпением и любовью организует работу подразделения, а за тем, найдя приемника, передает ему подразделение. Таким образом, мы развиваем традицию деятельности каждого отдельного подразделения, и новому руководителю не приходиться начинать все сначала, а Руководителю МО объяснять, что от него требуется.

Дальневосточный центр

Отдельно хотелось бы отметить еще одну структуру МДА — Дальневосточный центр. Это подразделение академии работает на перспективу. Его деятельность направлена в первую очередь на изучение китайского языка и культуры Китая, а также на изучение истории и наследия Пекинской духовной Миссии; вопросов, связанных с современным положением Китая; проблемами миссии в китайском мире. Ждать сиюминутных результатов от этого подразделения нельзя, но фундамент, закладываемый им в будущем должен принести плоды. В настоящее время Дальневосточный центр принимает самое активное участие в создании Кафедры востоковедения в Российском Православном институте им. ап. Иоанна Богослова, что позволит привлечь к развитию синологического[1], и шире – дальневосточного, направления богословской науки ученых и исследователей из лучших центров отечественного востоковедения, прежде всего, из города Москвы.

В следующем году планируется завершить работу, значительная часть которой уже проведена, по созданию Катехизиса для говорящих на Китайском языке. В катехизис войдут переводы статей современных православных богословов, известных миссионеров, проповедников и архипастырей, в которых объясняется православный подход к решению самых острых проблем современного мира. Через призму данного подхода предполагается ознакомление с православным вероучением и усвоение его основ. Развитие миссионерской деятельности, в рамках которой будут продолжаться переводы статей, речей и проповедей известных иерархов, богословов и гомилетов; переложение на ноты переводов богослужебных текстов на китайском языке с целью проведения служб на китайском языке на территории МДА. Миссионерская деятельность и языковые стажировки студентов МДА на приходах Астанайской и Алматинской епархии находящихся на территории Китая. Согласно учебному плану ДВЦ, велось преподавание курсов китайского языка начального, среднего и высшего уровня. В начале учебного года к прохождению начального курса китайского языка приступило 10 студентов МДС, на двух остальных курсах китайского языка занималось 3 человека. К экзаменам было допущено 4 студента. По результатам экзаменов к языковой стажировке на Тайване допущено 3 студента. После завершения 2-х годичного курса китайского языка на Тайване студенты семинарии и академии получат возможность стажировки на приходах, находящихся на территории Китая (Синьцзяно-Уйгурский автономный округ) и приписанных к Астанайской и Алматинской епархии Русской Православной Церкви. Договоренность об этом с руководством епархии достигнута.

3. Окружающая среда

Это Лавра. Православный город посреди языческого мира. Со своей инфраструктурой и традициями. Храмами, кельями, общежитиями, больницей, пожарной частью, магазинами. Людьми монашествующими и благочестивыми женатыми мирянинами, юношами и девушками. На территории Лавры вы никогда не услышите матерного слова и не увидите ругающихся или курящих людей. И все это пример сотен людей строго живущих православной верой, укрепляет веру будущих пастырей и делает Московскую духовную академию уникальным учебным заведением Русской Православной Церкви.

Подводя итог всему выше сказанному, хотелось бы отметить, что простое преподавание в семинарии двух предметов (миссиологии и сектоведения) ничего не даст. В каждой семинарии должен быть создан миссионерский отдел, который бы одним своим существованием прививал будущим священникам миссионерские навыки. Даже если ваши студенты не будут активными членами МО, все равно он вам поможет с легкостью организовать миссионерскую практику и накопить миссионерский опыт для преподавания миссиологии и сектоведения, а у студентов перед глазами будет положительный опыт, результаты работы и структура организации Миссионерского отдела в епархии.



[1] СИНОЛО'ГИЯ, и, мн. нет, ж. [от новолатин. Sina — Китай и греч. logos — учение] (спец.). Совокупность наук, изучающих Китай, китайский язык и литературу, китаистика.

Адрес нашей страницы на сайте МДА: http://www.mpda.ru/missioner/
иеродиакон Фаддей (Прядун)
Руководитель Информационного Центра МО МДА

См.также:
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.