30 декабря 2024
АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ

Миссионерский характер подготовки в духовных учебных заведениях


17 ноября 2010 г.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства!

Уважаемые участники и гости IV-го съезда епархиальных миссионеров!

 

2010 год является юбилейным для Московской духовной академии. 325 лет назад была основана родоначальница нашей духовной школы – Славяно-греко-латинская  академия. Эта дата является импульсом для осмысления многих сторон жизни не только Московской духовной академии, но и духовной школы в целом. Сегодняшний доклад я бы хотел посветить именно миссионерской стороне духовного образования.

Прежде чем говорить о миссионерстве, мне бы хотелось предварительно ответить на два вопроса: кто такой миссионер и кто является объектом миссии на сегодняшний день.

У термина «миссионер» нет однозначного определения. Все рассуждения на эту тему сводятся, как правило, к следующему. В самом широком смысле слова миссионер – это всякий христианин, поскольку все мы призваны свидетельствовать о Христе окружающему миру, и свидетельствовать не столько словами, сколько делами, достойными имени христианина. В более же узком смысле, миссионер – это специально подготовленный человек. Он должен быть подготовлен не только в духовно-нравственном смысле, но и в интеллектуальном: иметь развитые таланты и определенные навыки и опыт. Именно об этом типе миссионера и будет идти речь.

Относительно вопроса, кто является объектом миссии, можно сказать, что объектом миссионерской проповеди традиционно считались те, кто и не слышали об имени Христовом. В России это были, например, языческие северные народы. Но о язычниках ли ныне идет речь, когда говорится о христианской проповеди? Совсем не обязательно. Общество нашей страны нельзя в строгом смысле назвать языческим, так как большинство россиян крещено и они формально причисляют себя к православной Церкви. Но при этом многие не знают даже элементарных основ веры и бывают совершенно чужды православной вере. Вот именно эти люди и являются полем деятельности православных миссионеров.

Основной целью духовной школы, будь то училище, семинария или академия, является образование будущих священнослужителей и людей, чья последующая деятельность будет связана со служением Церкви. Даже не приняв священный сан, человек, окончивший духовную школу, уже имеет право на церковное учительство. «Церковное учительство» подразумевает именно научение христианским истинам. Таким образом, церковный учитель в священном сане или без священного сана – это также и миссионер, который имеет всё необходимое для проповеди христианства.

Подготовку духовной школы, как правило, делят на интеллектуальную и духовную. В докладе особый акцент хотелось бы сделать на образовательную сторону. Большой перечень дисциплин, преподаваемых в духовной школе и составляющий ее интеллектуальную подготовку, может быть сведен к небольшому списку основных областей богословского знания. В первую очередь это Священное Писание, изучение которого подразумевает такие предметы как Библейская история, Священное Писание Нового Завета, Ветхого Завета, экзегетика Священного Писания. Далее, область догматического учения Церкви, которая вбирает в себя катехизис, догматическое, нравственное и пастырское богословие, патрологию, аскетику. Область Истории заполняется предметами: истории древней Церкви, истории Русской Церкви, истории Поместных Православных Церквей, истории России, истории религий. Традиционным компонентом духовного образования всегда являлась словесность – русский язык, церковно-славянский язык, древние и новые языки, а также риторика, логика, гомилетика. И, наконец, область богослужения подразумевает преподавание таких предметов как литургика, церковное пение, церковное чтение и др.

Роль Священного Писания

Безусловно, хорошее знание Священного Писания является необходимым условием для успешной проповеди любого миссионера. О значении Священного Писания в деле миссионерства хорошо писал один из знаменитых миссионеров XIX-го века преподобный Макарий (Глухарев). Ища причину плачевного состояния российского миссионерства, он находил ее в невежестве самого православного народа, которое происходило в свою очередь от незнания Священного Писания. Он рассуждал: «Если и для российской Церкви необходимо нужна благодать духа апостольского для возрождения столь многих племен, незнающих Спасителя человеков Иисуса Христа; то первое и главное, чего  надлежит ей желать, - есть возбуждение в российском народе охоты читать Священное Писание… А чем более свет Христов будет распространяться в нашем народе,… тем более добрых делателей для жатвы Господней Церковь будет получать от народа»[1].

Изучению Священного Писания в духовной школе отводится достаточно много времени. Оно изучается на протяжении всего семинарского курса и, частью, академического. Но, разумеется, студент получает только начальные сведения о Священном Писании, так как глубокий смысл Слова Божьего нельзя объять в короткий семинарский срок. Человечество проникает в мысли Писания вот уже две тысячи лет и еще не может достигнуть вершины его смысла, так как это не временное и конечное человеческое слово, а вечное и бесконечное Слово Божье.

Важным преимуществом изучения Священного Писания в духовной школе является то, что оно изучается не только как древнейший памятник письменности, но и как Слово Божье. Этот подход к Священному Писанию вырабатывает у студента особое благоговейное отношение к Священному тексту. А насколько студент проникнется этим благоговением, настолько он будет способен передать это чувство другим.

Роль догматического богословия

Библейский текст заключает в себе немало трудных для понимания мест. Без руководства толкование этих мест может быть ошибочным с точки зрения Православной веры. Поэтому, признавая авторитет Священного Писания, необходимо, тем не менее, обращаться к опыту Церкви при толковании Слова Божьего, а именно к Священному Преданию. Чтобы толкование не было вразрез с учением Церкви, миссионеру необходимо хорошо знать православное догматическое учение и творение Святых Отцов, так как миссионер это не только проповедник Слова Божьего, но еще и гид в его познании. Насколько твердо надо миссионеру держаться догматов веры говорит нам опытный миссионер, святитель Иннокентий Московский, который в своем сочинении «Наставление священнику, назначаемому для обращения иноверных и руководствования обращенных в христианскую веру» пишет: «Догматов веры и сущности деятельного учения держаться надлежит так твердо, чтобы ничего противного им не говорить и не допускать, хотя бы угрожала тебе явная смерть»[2]

 В семинарии с самого начала прививается мысль, что всякое догматическое положение православной веры зиждется на авторитете Священного Писания и Священного Предания. В течение семинарского курса студент, проявляющий интерес и усердие в учебе, приобретает очень полезный навык, а именно осторожность в богословских суждениях. Изучая богатое наследие Святых Отцов, студент наблюдает за благоговейной и осторожной мыслью Святого Отца в толковании Слова Божьего и догматов Церкви, и сам проникается этим благоговением и осторожностью. Вслед за этой осторожностью приходит, так называемое, научное смирение, так как, видя глубину и бескрайнюю даль святоотеческой мысли, сколько бы не было пройдено, все это кажется ничтожным по сравнению с тем, что осталось.

Роль исторических дисциплин

Не менее важную роль в духовном образовании играет историческая наука. Перефразируя античное высказывание «История – это философия в примерах», можно сказать, что церковная история – это богословие в примерах. Безусловно, церковная история дает не только примеры высокой добродетели. Тем не менее, и отрицательные примеры являются поучительными. История отрезвляет человека, если он объят бесполезной мечтательностью и воодушевляет его на великие дела, если ему не хватает руководствующего примера.

Миссионеру просто необходимо знать историю жизни и проповеднической деятельности наиболее знаменитых миссионеров, которые оставили после себя богатое наследие в виде автобиографических записок, дневников, писем, слов, поучений и т. д. В этих произведениях излагается опыт миссионера в деле проповеди Христовой. Наиболее ценны, конечно, дневники. Там достаточно живо излагается повседневная жизнь миссионера, успехи  и трудности проповеди, наблюдения за собой и окружающим миром. Тот, кто читал дневники святителя Николая Японского, знает силу откровенных строк. Человек, живший сто лет назад, вдруг становится близким и родным по своим чувствам и проблемам. В дневниковых строках замечаешь то усталость от повседневных миссионерских трудов, читая, например, следующее: «Тяжело на душе, Боже! Как страстно хочется иногда поговорить с живым человеком, разделить душу – и нет его; с самого рождения моего до сих пор Бог не судил мне иметь друга, единомышленника[3]», то встречается негодование: «Белиберда – в душе, белиберда – в людях кругом; одна природа искупала тоску и утешала злость; но люди мешали…»[4], то встречаешь восторг теми же людьми, на которых еще недавно было возмущение: «Умилителен дух благочестия, живущий в русском народе! Где, в каком государстве можно видеть, что народ вот два дня молится и воспевает хвалу Богу!»[5]. Письма миссионеров также содержат много полезных мыслей и советов. Вот, например, что пишет преподобный Макарий Алтайский к одному из своих сотрудников: «Бросьте себя, как малую лепту, в сокровищницу храма Божьего, Духом Божьим созидаемого на камени, который есть Иисус Христос, и вы явитесь с Ним во славе царствия Божия, и, прошедши подвиг кратковременный, получите венец жизни»[6]. Как видим, дневники и письма являются не только историческим материалом, но и обильным источником опыта миссионерского служения.

Значение филологии

В самом названии «Славяно-греко-латинской академии» заключается мысль о таком неотъемлемом образовательном компоненте духовной школы, как филология. Изучение древних языков – а в последствии и новых – никогда не было самоцелью в духовных учебных заведениях. Знание древних языков помогало студентам глубже проникнуть в смысл Священного Писания и познакомиться с творениями Отцов Церкви.

В настоящее время для изучения древних языков в духовной семинарии отводится достаточно времени, чтобы филологически подготовить студента к глубинному изучению православного богословия. С другой стороны, изучение древних и новых языков дает очень важный навык, позволяющий впоследствии с наименьшими трудностями освоить любой другой язык. 

Известно, что деятельность всех наших знаменитых миссионеров неразрывно была связана с переводом Священного Писания и богослужебных книг. Все они были замечательными филологами, а многие из них стоят у истоков письменности того или иного народа. Своим усердием к изучению языка и литературы инородцев наши православные миссионеры изумляли современников. Вот, например, что пишет патриарх Сергий (Страгородский), в бытность свою архимандритом, о святителе Николае Японском: «Отец Николай засел за язык и литературу японцев и изучал все это не разгибая спины в продолжении восьми лет. Прочитал с учителем китайских классиков, прочитал японскую историю, прочитал разные сочинения японских писателей древнего и нового времени… Учителя не выносили такой напряженной работы, требовали себе отдыха, тогда о. Николай нанимал себе двоих-троих учителей и все читал и читал, стараясь проникнуть в душу японского народа, просветить который светом Христовым  он приехал»[7].

Конечно, в настоящее время миссия проходит, как правило, среди своих же соотечественников, а не среди инородцев. Но современному миссионеру обязательно нужен авторитет образованного человека, знающего хотя бы один иностранный язык и знакомый с иностранной культурой. Ведь он собирается обратить ко Христу не какой-нибудь бесписьменный народ, а народ с богатейшей вековой культурой. К тому же, в разнообразной миссионерской деятельности нельзя не предусматривать возможные встречи с иностранцами, нуждающимися также в беседе о православии.

 

Богослужебные дисциплины

Другой, очень важной, составляющей духовного образования является наука о  богослужении. Этой области уделяется особое внимание, так как семинария готовит преимущественно священнослужителей. Богослужение является не только неотъемлемой частью семинарской жизни, но и предметом изучения. Такие предметы как история формирования богослужения, богослужебный устав, литургическое богословие, церковное пение и чтение, церковно-славянский язык помогают во всей полноте открыть красоту и духовную силу православного богослужения.

Не много нужно доводов, чтобы доказать, насколько миссионеру нужно хорошо знать богослужение для успешного выполнения своей миссии. Проповедь может начинаться вне храма, но вести она должна обязательно в храм. Привести человека в Церковь мало. Ему нужно руководство по богослужению. Православное богослужение формировалось веками, а потому от него нельзя ожидать примитивности и мгновенной доступности. От недавно пришедшего в Церковь вполне естественно ожидать множество вопросов о значении совершаемых во время богослужения действий, о значении христианской символики, вопросы по переводу тех или иных славянских оборотов речи и т. д. И на все эти вопросы миссионер должен быть готов ответить.

Человека естественным образом привлекает красота. Одно стройное и красивое богослужение и благолепие храма может сказать о православии больше, чем длинные речи. Вспоминается рассказ одного экскурсовода по Троице-Сергиевой Лавре. Он водил группу из Китая. Когда туристы вошли в Успенский собор, там шла поздняя литургия. Торжественное богослужение заставило китайских туристов побыть в соборе более запланированного. На выходе экскурсовод, видя посветлевшие лица туристов, захотел перевести им, что пелось в храме. Но туристы показали вежливый жест, что не стоит, и сказали: «Мы все прекрасно поняли». Да, богослужение может говорить на всех языках. Но чтобы оно привлекало людей, нужно уметь его организовать.

 

Заключение

Подводя черту этому краткому обозрению, можно сказать, что духовная школа является наиболее благоприятной интеллектуальной базой для миссионерского служения. Однако с этим утверждением спорят, так как не все выпускники семинарий и академий становятся активными миссионерами. В этой связи напрашивается вопрос: а кого называют сегодня активными миссионерами? Активные миссионеры – это, прежде всего, люди, известные своими научными публикациями и широкой общественной деятельностью. Несомненно, это очень важное церковное служение. Но людям, несущим это служение, более подходит название не миссионеров, а апологетов. Наши современные церковные апологеты, как правило, помимо богословского образования являются специалистами и в других областях знания. Это позволяет им вести диалог на равных со светскими коллегами относительно различных вопросов, входящих в компетенцию Церкви. Таких людей в Церкви не много и не всякий, даже высокообразованный человек, может компетентно этим заниматься. Говоря о компетентности, я имею в виду не столько харизматическую составляющую служения апологета – хотя это несомненно дар Божий – сколько природные таланты человека.

Однако тот факт, что не все выпускники становятся церковными апологетами, не означает еще, что духовные учебные заведения не дают Церкви миссионеров. Как было уже сказано, священническое служение неразрывно связано со служением миссионерским. Можно ли найти священника, даже самого скромного в своих познаниях, которому бы ни разу не приходилось вести миссионерскую беседу: разговаривать с неверующим, с сомневающимся или ищущим человеком? Священник по определению своему миссионер. Но насколько эффективна его миссионерская работа, действительно, зависит от интеллектуального и нравственного уровня.

Святитель Николай Японский очень сетовал на Духовные академии России за то, что они не могли ему дать надежных в образовательном и нравственном отношении помощников. Тем не менее, нельзя сказать, что среди его сотрудников не было достойных людей. Например, в его миссии были два ученых архимандрита, впоследствии ставшие известными церковными деятелями. Это будущий патриарх Сергий (Страгородский) и архиепископ Пермский священомученник Андроник (Никольский). Оба они покинули миссию и не стали просветителями Японии. Но значит ли это, что они перестали быть миссионерами? Ведь один из них запечатлел свою веру собственной кровью, а другой вел Церковный корабль в наиболее тяжкое время гонений на Церковь. Их миссия была не в Японии, их миссия была в России. Как видим, понятие церковной миссии нельзя загнать в рамки узкого определения. У каждого человека есть свое призвание, своя миссия. Не всякий сможет просвещать чужие народы, но всякий христианин обязан просвещать свой собственный народ. Когда преподобный Макарий (Глухарев) был отозван из Алтайской миссии в настоятели Троицкого монастыря в г. Болхов, он не перестал быть миссионером. Духовное невежество настолько обладало людьми этого края, что даже городской глава не знал основные положения православной веры, а молитву «Отче наш» называл «Вотчу»[8]. В России, православной стране, преподобный Макарий применял те же методы распространения веры, что и на Алтае среди язычников. И в наш век, когда безграмотных людей практически нет, тем не менее, остается проблема невежества людей в основах православной веры и культуры. На миссионерах нашего времени лежит большая ответственность перед Богом просветить свой собственный народ. Эта ответственность возлагается более всего на священнослужителей, а значит и духовные учебные заведения, которые их готовят. Дай Бог нам выполнить эту задачу, которая на сегодняшний день стоит не на последнем месте перед нашей Церковью! Свой доклад мне хотелось бы закончить напутственными словами преподобного Макария (Глухарева), обращенными к одному из своих соработников и  которые могут стать и для нас прекрасным наставлением:

 «Подвизайтесь, и возмогайте о Господе: опыт – лучший учитель, и скорби, случающиеся на пути службы, укрепляют союз наш с этой службой»[9].

Благодарю за внимание



[1] Архимандрит Макарий, основатель Алтайской миссии. Краткие сведения о его жизни и деятельности. СПб. 1892. С. 58.

[2] Избранные труды свят. Иннокентия, митрополита Московского, апостола Сибири и Америки. Москва. 1997. С. 171.

[3] Праведное житие и апостольские труды святителя Николая, архиепископа Японского по его своеручным записям. Ч. 1. С. 7.

[4] Там же. С. 338.

[5] Там же.

[6] Письма покойного миссионера архимандрита Макария, бывшего начальником Алтайской духовной миссии. Ч. 1. М. 1860. С. 9.

[7] Арх. Сергий (Страгородский). На Дальнем Востоке. Письма Японского миссионера. Сергиев Посад. 189. С. 92-93.

[8] Архимандрит Макарий, основатель Алтайской миссии. Краткие сведения о его жизни и деятельности. СПб. 1892. С. 64.

[9] Письма покойного миссионера архимандрита Макария, бывшего начальником Алтайской духовной миссии. Ч. 1. М. 1860. С. 10.

Пресс-служба МДА

См.также:
23 марта 2017 г.
Вот уже на протяжении шести лет при Московской духовной академии существует Спортивно-туристический клуб в честь пророка Божия Илии. Основная цель Клуба – создать пространство для искреннего и неформального общения между преподавателями, студентами Академии, а также их близкими.
17 августа 2016 г.
Подборка составлена редакцией  портала Предание.ру на основе опыта многолетнего сотрудничества
27 мая 2016 г.
В Московской духовной академии прошло занятие по теме «Дистанционный контроль. Возможности по сбору и анализу информации об учебном процессе».
30 марта 2016 г.
В рамках обеспечения дистанционного контроля выпускных экзаменов и защит квалификационных работ прошло подготовительное занятие.
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.