АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ

Книжная полка: Терентьева Л.А. Как оформлять письменные работы

07 августа 2013 г.

Учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей. М.: РУДН, 2010. – 215 с. – 500 экз. (Сер. «Школа начинающего исследователя»).

Переход россиийского высшего образования на двухуровневую систему предполагает изменение принципов распределения учебного времени между аудиторными занятиями и самостоятельной работой студента. Однако по-прежнему в течение всего периода обучения одной из важнейших составляющих является написание творческих исследовательских работ – от реферата и курсовой до дипломного сочинения. Процесс творчества нелегок для всех, но в особенности для начинающего исследователя. У него, как правило, возникает множество вопросов, связанных не только с содержанием, но и оформлением текста.

Прекрасным помощником начинающему исследователю станет рецензируемое учебное пособие доцента Российского университета дружбы народов Л.А. Терентьевой, адресованное студентам и аспирантам гуманитарных направлений подготовки. Его основная цель – оказать помощь в усвоении техники оформления письменной работы и обучении творческим приемам, позволяющим сделать ее содержательнее и интереснее.

В первой главе пособия изложены основные требования к тексту, нумерации, объему реферата, курсовой и дипломной работ. Несомненно, огромную помощь окажут помещенные здесь авторские советы и рекомендации по правописанию, применению знаков препинания, верной расстановке пробелов и кавычек, допустимых сокращений слов, написанию ученых степеней, званий и должностей и т.п. Л.А. Терентьева достаточно подробно останавливается на требованиях к оформлению ссылок на части текста, таблиц, иллюстраций, а также к употреблению единиц измерения (мер веса, длины, времени), различных обозначений (административно-территориальных единиц, учебных заведений, географических названий и т.п.), причем на наглядных примерах демонстрирует правильное применение аббревиатур (организаций, библиотек, научных журналов и др.).

Вторую главу учебного пособия автор посвятила правилам оформления обязательных структурных элементов письменной работы. В ней профессионально рассматриваются вопросы, связанные с рубрикацией текста и оформлением глав (разделов), параграфов (подразделов), пунктов и подпунктов, включая правила их нумерации.

В третьей главе предпринята весьма успешная попытка решения довольно сложной практической проблемы по оформлению цитат, сносок и ссылок. Несомненно, вполне оправданным является достаточно подробное рассмотрение этих вопросов в тексте пособия. Характерно, что материал в разделе «Оформление цитат» изложен по разработанной Л.А. Терентьевой методике. После ознакомления с источниками цитирования, разделенными на три основные группы (опубликованные, архивные и интернет-ресурсы), читателю предложено перейти к подразделу «Примеры оформления цитат», содержащему авторские пояснения и конкретные примеры цитирования. Очень удачным в плане доступности для восприятия является группировка примеров цитирования в несколько блоков: внешние признаки цитаты, ее расположение в тексте и сохранение особенностей, допустимые отступления от текста источника цитирования, отношение автора рукописи к цитируемому тексту (произведению).

Интересным и информационно насыщенным является раздел «Оформление сносок и ссылок», в котором Л.А. Терентьева привела определения ключевых понятий, ознакомила с функциями, видами и особенностями оформления сносок и ссылок. В самостоятельных подразделах достаточно подробно освещены правила оформления различных сносок и ссылок, причем весьма полезен подраздел, посвященный ссылкам на электронные ресурсы. Автор совершенно справедливо отмечает, что использование информации, сохраненной в электронном виде, становится частью исследовательской работы и ученых, и студентов. Поэтому умение оформлять подобные ссылки в точном соответствии с установленными требованиями является одним из показателей профессионального уровня исследователя.

Совершенно оправданно в пособие включен и такой необходимый для начинающего исследователя подраздел, как «Правила оформления ссылок на архивные документы». В нем на наглядных примерах продемонстрированы требования к оформлению ссылок на письменные и изобразительные архивные документы, устные источники информации, а также переведенные из устной формы в письменную. Третья глава снабжена множеством примеров, иллюстрирующих правила включения в текст письменной работы сносок и ссылок. Особое внимание уделено правилам оформления первичных и повторных сносок на различные издания, что поможет избежать ошибок.

В четвертой главе пособия раскрыт порядок оформления не менее важных элементов письменной работы – списка источников и литературы, оглавления и титульного листа. Рассматривая вопросы оформления списка источников и литературы, Л.А. Терентьева охватила основные положения библиографического описания типографских изданий и электронных ресурсов, показала на конкретных примерах особенности библиографического описания книг, диссертаций, ГОСТов, изобразительных материалов, электронных ресурсов локального и удаленного доступа. Вызывают интерес авторские советы по составлению оглавления и еще одного ключевого элемента справочного аппарата любой письменной работы – титульного листа. Очень удобны для восприятия представленные в табличной форме правила оформления титульного листа дипломной работы.

В заключительной, пятой главе изложены требования к оформлению приложений к письменной работе, сделан акцент на наиболее распространенных их видах – таблицах и рисунках (чертежах, графиках, диаграммах, схемах).

Само учебное пособие тоже снабжено большим количеством полезных приложений. Среди них стоит особо выделить те, что демонстрируют примеры оформления списка источников и литературы, титульного листа, рисунка с пояснительными данными (подрисуночным текстом) и т.п. Не менее значимы и другие приложения, например перечень дореволюционных и современных справочных изданий, включающий более пятидесяти названий энциклопедий, энциклопедических, отраслевых, предметных, иконографических, терминологических словарей, справочников, изданных с конца XVIII в. по настоящее время. Важен и полезен предлагаемый читателям список наиболее часто употребляемых в документах слов с их переводами на английский, немецкий, французский и латинский языки и общепринятыми сокращениями на этих языках. В одном из приложений приведен перечень федеральных государственных архивов и центров хранения документации с указанием полных наименований и аббревиатур, который, правда, уже несколько устарел.

В целом учебное пособие Л.А. Терентьевой заслуживает высокой оценки. Налицо результат большого труда как самого автора, так и издателей, выпустивших книгу на высоком профессиональном уровне. Хочется надеяться, что учебное пособие действительно станет настоящим помощником начинающим исследователям в их творчестве.

И.А. КОССОВ

Архивы России

 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.