АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ

Наталья Ильинична Ефимова

Ученое звание
профессор
Ученая степень
доктор искусствоведения
Должность
Регентская школа: Заместитель заведующего

Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации
Федеральный эксперт качества профессионального образования
Член Гильдии Экспертов в сфере профессионального образования
Член научного комитета Региональной общественной организации «Общество теории музыки»
Президент НП «Императорское русское музыкальное общество»
Член международного университетского общества Heidelberg Alumni International
Заместитель главного редактора научного журнала «Вестник АХИ»
Член редакционной коллегии  научного журнала «Южно-Российский музыкальный альманах»
Член жюри всероссийских и международных конкурсов  и олимпиад
Член Диссертационного совета Д 210.010.05 при Московском государственном институте  культуры
Член Диссертационного совета Д 210.016.01 (по специальности 17.00.02) при Ростовской государственной консерватории (академии) им. С. В. Рахманинова

Дата рождения - 26 мая 1955 г.

Тезоименитство - 8 сентября
Образование
  • Дальневосточный педагогический институт искусств (1981 г.)
  • Аспирантура Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (1987 г.)
  • Докторантура Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (1997 г.)
  • Университет г. Гейдельберга (Ruprecht-Karls-Universität Heidelberg) (стажировка)
Сфера профессиональных интересов

     Философия музыкальной науки
    • История и теория западноевропейской музыки Средневековья
     История и теория христианской певческой культуры
     Междисциплинарные проблемы профессионального музыкального образования
    • Ценностные основы российско-европейского взаимодействия в музыкальной культуре
    • Музыкально-теоретические системы
    • История нотации
    • История музыкальных общественных организаций России (ИРМО, РМО, ВХО).
Награды
Почетный работник Высшего профессионального образования Российской Федерации (2004 г.)
Библиография
  • I  Научные работы:
Монографии
  1. Раннехристианское пение в Западной Европе VIII-X столетий. К проблеме эволюции модальной системы средневековья. М.: Изд-во МГК,1998. – 336 с. 22,5 п.л. 
  2. Раннехристианское пение в Западной Европе VIII-X столетий. К проблеме эволюции модальной системы средневековья. М.: Изд-во Московского университета,2004. – 336 с. Изд. 2-е 22,5 п.
Издания рекомендованные ВАК 
  1. Певческий голос: опыт междисциплинарного изучения // Голос и речь. М., 2011, №2 (4), С.76-80 // Голос и речь. М., 2011, №2 (4), С.76-80 0,4 п.л. 
  2. Просветительская роль Всероссийского хорового общества в вопросах охраны голоса и вокальной культуры // Голос и речь. М., 2012, №1 (6), С.27-35 0,5 п.л. Соавтор Е.В. Щапова. 
  3. Певческий голос:  из истории российской теории междисциплинарного изучения его постановки  // Голос и речь. М., 2012, №2 (7), С. 7-11 0,4 п.л
Статьи
  1. Некоторые особенности практики григорианской монодии (по материалам музыкально-теоретических трактатов западноевропейского средневековья). (тезисы) // Проблемы историзма и современные методы исследования в искусствознании и музыкознании. Тезисы докладов к научно-теоретической конференции. Горький: Изд-во консерватории, 1986. – С. 61-63  0,2 п.л. 
  2. О ладовых интонационных формулах западноевропейской монодии (по материалам музыкально-теоретических трактатов средневековья). // Музыкальный язык, жанр, стиль.  Сборник научных трудов Московской Государственной консерватории. М.: Изд-во  МГК, 1987.– С. 33-51 1 п.л. 
  3.  О некоторых выразительных средствах средневековой монодии (по материалам музыкально -теоретических трактатов раннего западноевропейского средневековья). // Выразительные средства музыки. Межвузовский сборник КГИИ. Красноярск: Изд-во КГИИ, 1988.– С.120-141 1,4 п.л. 
  4.  Ранние тонарии и их роль в развитии западно-европейской монодии. // Старинная музыка в контексте современной культуры: проблемы интерпретации и источниковедения. Материалы музыковедческого конгресса. М.: Изд-во МГК, 1989.– С. 156-170  0,9 п.л. 
  5.  Октоих: у истоков традиции. (тезисы) // Отечественная культура XX века и духовная музыка. Тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону: Изд-во РГК, 1990. – С. 110-113 0,2 п.л. 
  6.  Музыкальное  воспитание и образование в  раннесредневековой Европе. Сборник научных трудов АПН СССР  // Западноевропейская средневековая школа и педагогическая мысль. М.: Изд-во АПН СССР, 1990. – С. 22-34 0,9 п.л.   
  7. Григорианский хорал в зеркале средневековых документов. // Средние века. Вып. 53. – 53. М.: Наука, 1990. – С. 75-87  1,2 п.л. 
  8. Раннесредневековый дидактизм и музыкально-педагогическая наука эпохи Каролингов. Традиция и жизнь.  // Школа и педагогическая мысль Средних веков, Возрождения и начала Нового времени. Исследования и материалы АПН СССР М.: Изд-во АПН СССР, 1991.– С. 85-97 0,7 п.л. 
  9. Tonus-tropus-modus: латинская экзегеза или поиск пути обоснования модальных октав в каролингскую эпоху. // Laudamus. – М.: Композитор, 1992. – С. 207-215 0,5 п.л. 
  10. Дидактические универсалии переходных эпох: Видимые параллели. // Музыкально-теоретическое образование на рубеже ХХ-ХХI веков. Материалы научно-практической конференции МГУКИ. М.: Изд-во МГУКИ 1999. – С.79-85 0,4 п.л. 
  11. К вопросу об амбивалентности музыкально-теоретического знания. // Подготовка специалистов в сфере культуры и искусств.  Сборник МГУКИ. М.: Изд-во МГУКИ, 2000. – С.189-193 0,4 п.л.
  12. Аврелиан из Реоме. Православная энциклопедия. Т. I – М.: Изд-во Православной энциклопедии,  2000. – С. 183 0,5 п.л./ 0,25 п.л. Соавтор С.Н. Лебедев.
  13. Автентический лад. Православная энциклопедия. Т. I – М.: Изд-во Православной энциклопедии,  2000. – С. 198-199 0,7 п.л./ 0,35 п.л. Соавтор И.Е. Лозовая.
  14. Формульная модальность. Проблема регламентации псалмодиической практики в каролингскую эпоху. // Музыкальная культура христианского мира: материалы Международной научной конференции.  Ростов-на-Д: Изд-во РГК, 2001. –  С. 29-35 0,4 п.л.   
  15.  Антифон. Православная энциклопедия. Т. 2 – М.:Изд-во Православной энциклопедии, 2001. – С.554-560 1п.л./ 0,25 п.л. Соавторы С.Н. Лебедев, И.Е. Лозовая. 
  16. Отечественная музыка. Высокие смыслы и парадоксы Новейшего времени. // Музыкально-теоретическое образование и музыкальнаякультура Новейшего времени. – М.: Изд-во МГУКИ, 2002. – С. 51-58 0,5 п.л.
  17. Наука и эмпирия в музыкальном учении Регино Прюмского. – Ю.Н.Холопов и его научная школа.  // Sator tenet opera ro-tas: Сборник статей. М.: МГК им. П.И.Чайковского, 2003. – С. 68-75 0,7 п.л.  
  18. Сосуществование времен, или векторы музыкального сегодня. // Старинная  музыка сегодня. Материалы научно – практической конференции. – Ростов на Дону:РГК им. С.В.Рахманинова, 2004. – С.23-34  0,8 п.л.  
  19. Музыка в канонической культуре Запада IX-X столетий. // Старинная музыка сегодня. Материалы научно – практической конференции. – Ростов на Дону: РГК  им. С.В.Рахманинова, 2004. – С.125-134 0,7 п.л. 
  20. Дистанцированный тысячелетием диалог: от каролингов к неоархаике. // Новое сакральное пространство. Духовные традиции и современный культурный  контекст. Материалы научной конференции. М.: МГК, 2004. – С. 5-14 0,7 п.л.  
  21. Новое образовательное пространство и пути его организации. // Художественное образование в Российской провинции в ХХI веке. Сборник докладов и материалов Всероссийской ежегодной научно-практической конференции. Томск: Изд-во ТОИПРИКТ, 2004. – С.22-28 0,6 п.л.   
  22. Глас. Православная энциклопедия. Т. 11 – М.:Изд-во Православной энциклопедии, 2006.– С.556-559 0,5 п.л./ 0,25 п.л. Соавтор Р.Л. Поспелова. 
  23. Теория музыкального искусства: онтология точности. // Вестник МГУКИ. №1. М, 2007. – С. 159-161 0,6 п.л.   
  24. Академическое искусство в духовном пространстве современности. // Вокальное образование ХХI века. Сборник научных статей МГУКИ.  Вып. 4. М.: Изд-во МГУКИ, 2007. – С.26 -31  0,4 п.л.  
  25. Музыкальное образование сегодня: стратегия трансформации. // Музыкально-теоретическое образование в свете Болонских соглашений. М.: Изд-во МГУКИ, 2007. – С.4-9 0,4 п.л.  
  26. Теория музыкального содержания для вокалистов: дидактический аспект. // Вокальное образование ХХI века. Сборник научных статей МГУКИ. Вып. 5. М.: Изд-во МГУКИ, 2008. – С.79-83 0,4 п.л.    
  27. Профессиональное музыкальное образование: стратегемы развития. // Вестник АХИ №1 М. 2011. С. 109-115 0,4 п.л.    
  28. Новейшее знание в подготовке музыканта-исполнителя. // Музыкант – исполнитель в пространстве мировой культуры: образование, творчество, управление карьерой. Ростов-на-Дону, 2011. С.193-198. 0,3 п.л.   
  29. Система аккредитации творческих вузов: вопросы совершенствования методики оценок. // Внедрение европейских стандартов и рекомендаций в системы гарантии качества образования в России. Материалы VII всероссийской конференции экспертов в сфере профессионального образования. М., 2012.– С.169-171 0,4 п.л.
  30. Вокальное искусство России рубежа XIX-XX вв.: наука и эмпирия. // Голос и речь. М., 2012, №3 (8). С. 29-37 0,6 п.л. Соавтор Е.Ю. Шарма
  31. Императорское русское музыкальное общество: история и современность. Брошюра к 400-летию восшествия на престол династии Романовых. Москва-Берн, 2013. 16 с. 
  32. Учение Энрико Делле Седье о дефектах голоса. // Голос и речь. М., 2014, № 1 (11), С.34-41 0,7 п.л. Соавтор Ю.Н.Политанская.
  33. Музыкально теоретические дисциплины в контексте европейской идеи гармонизации образовательной среды. // Музыкально-теоретическое образование: традиции, новаторство, перспективы. М.: Изд-во МГУКИ, 2014. – С.61-69 0,7 п.л. Соавтор Д.А. Асташев.
  34. «Свое» и «чужое» в южнокорейской гимнографии: опыт осмысления условий музыкального сближения в формате «Восток-Запад». М.: Вестник АХИ, 2014 (4). С. 44-66 0, 7 п.л. Соавтор Канн Ен Э.
  35. Латинский гимн Ut queant Laxis: жизнь в традиции (Из опыта осмысления логических уровней монодийной системы). // Музыкальная наука вXXI веке: пути и поиски. Материалы Международной научной конференции. РАМим. Гнесиных. – М.:Пробел-2000, 2015. –С.317-327. 0,6 п.л. 
  36. Музыкально-теоретические дисциплины в контексте развития учебных предметов: европейский опыт реализации идеи гармонизации образовательной среды. // Музыка в системе культуры: Научный вестник Уральской консерватории. – Вып. 9: Музыкальная наука в начале XXI века: достижения, проблемы,перспективы: сб. материалов Международной научной конференции,посвященной 80-летию Уральской консерватории и 175-летию М.П. Мусоргского / Ред.-сост.: А.Г. Коробова (отв. ред.), М.В. Городилова / Уральская гос. консерватория им. М.П. Мусоргского. – Екатеринбург: УГК, 2015. – 417 с. : нот., ил. ISBN  978-5-98602-097-6.С. 345-353. 0,9 п.л. Соавтор Д.А. Асташев.
  37. О природе монодийной модальности средневековых латинских гимнов // Тридцать три этюда о музыке: Liber amicorum: Сборник статей / Ред.-сост. А.Г. Коробова. – Екатеринбург: Уральская гос. консерватория им. М.П. Мусоргского,2015. – 504 с.: нот., ил. (ISBN  978-5-98602-096-9). С. 328-341 0,9 п.л. 
  38. Генезис менеджмента академической музыки в России URL: http://e-notabene.ru/ca/article_18000.html // Человек и культура. – 2016. № 1. – С.121-138. DOI:  DOI: 10.7256/2409-8744.2016.1.18000. URL:http://e-notabene.ru/ca/article_18000.html 0,7  Соавтор О.А.Гармаш.
  39. Амвросинский хорал: традиция и канон. // Музыкальные миры Ю.Н. Юрия Николаевича Холопова: сб. статей. М.: Науч.-изд. Центр «Московская консерватория», 2016. – С.394-410. 1,2
  • II. Учебно-методические работы:
  1. Музыкальные формы и жанры культовой монодии западного средневековья (григорианский хорал). (глава в учебном пособии) Печатная //Формы музыкальных произведений. Спб.: Лань, 1999. – С.159-185 (Гриф  Министерства культуры РФ) 2 п.л. 
  2. Григорианский хорал: Два типа средневековой модальности (лекция по курсу гармонии) Печатная М.: Изд-во МГУКИ, 2000. – 20 с. 1,2 п.л. 
  3. Музыкальные формы и жанры культовой монодии западного средневековья (григорианский хорал). (глава в учебном пособии) Печатная //Формы музыкальных произведений. Изд-е 2-е. Спб.: Лань, 2001. – С.159-185 (Гриф Министерства культуры РФ) 2 п.л. 
  4. История нотации (учебно-методическая разработка) Печатная. М.: АПРИКТ, 2002. – 24 с. 1,4 п.л. 
  5. Григорианский хорал: исторические типы раннесредневековой модальности. (учебно-методическая разработка) Печатная М.: АПРИКТ, 2003. – 23 с. 35 п.л. 
  6. История нотации. (программа курса) Печатная М.: Изд-во МГУКИ 2006. – 10 с. 0,6 п.л. 
  7. Музыкальные формы и жанры культовой монодии западного средневековья (григорианский хорал).(глава в учебном посо-бии) Печатная //Формы музыкальных произведений. Изд-е 3-е. Спб.: Лань, 2006. – С.159-185 (Гриф  Министерства культуры РФ) 26 п.л. 
  8. Смысловые грани феномена «музыка» в учениях античности и европейского Средневековья. (лекции по курсу истории музыки) Печатная М.: Изд-во МГУКИ, 2007. – 38 с. 2,5 п.л./1,3 п.л. Соавтор Д.А. Асташев.
  9. Методология современного музыкознания. (программа курса для аспирантов по специальности 17.00.02 – Музыкальное искусство) Печатная М.: Изд-во АХИ, 2012 1 п.л. 
  10. Основы работы с электронным клавишным инструментом Yamaha. Печатная М.: ООО «Ямаха Мюзик», 2013 3 п.л. 
  11. Музыкальные формы и жанры культовой монодии западного средневековья (григорианский хорал).(глава в учебном пособии) Печатная //Формы музыкальных произведений. Изд-е 4-е. Спб.: Лань, 2013. – С.159-185 (Гриф Министерства культуры РФ) 26 п.л. 
  12. Методология работы с научным текстом. (программа курса для ассистентуры стажировки) Печатная М.: Изд-во АХИ, 2014 1 п.л. 
  13. РПД  СПЕЦАЛЬНЫЙ  КЛАСС. Направление подготовки  бакалавров: 073400 -  Музыкознание и музыкально-прикладное искусство. Профиль – «Музыковедение». Ква-лификация (степень)  вы-пускника – бакалавр. Форма обучения – очная, заочная. Печатная М.: Изд-во МГУКИ, 2014 1 п.л. 
  14. Программа Итоговой государственной аттестации по направлению подготовки 073400 - Музыкознание и музыкально-прикладное искусство. Профиль – «Музыковедение». Квалификация (степень) выпускника – бакалавр. (соавт. Т.В. Иванченко, А.Е. Новоселова) Печатная М.: Изд-во МГУКИ, 2014 1,7 п.л. 
  15. РПД «Работа с научным текстом». Направления подготовки магистров: 53.04.01 «Инструментальное исполнительство», 53.04.02  «Вокальное искусство», 53.04.04   «Дирижирование». Профиль (степень) выпускника – магистр. Форма обучения – очная, заочная Печатная М.: Изд-во МГУКИ, 2015 1 п.л. Соавторы Сидорова М.Б., Асташев Д.А.
  16. РПД «Научно-методический текст: основы работы» для ассистентов стажеров Печатная М.: Изд-во АХИ, 2015 0,75 п.л. 
 
Биография
Родилась в г. Красноярске. Училась в ДМШ № 7., Красноярском училище искусств (теоретическое отделение). 

С 1976 по 1981 гг. – училась в Дальневосточном педагогическом институте искусств по специальности музыковедение (руководители: доктор искусствоведения, проф. Е.В. Герцман, канд. искусствоведения, проф.   В.А. Федотов).

С 1983 по 1987 гг. – училась в аспирантуре Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (науч. руководитель доктор искусствоведения, проф. Ю.Н. Холопов).

В 1988 г. защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения по специальности 17.00.02 – Музыкальное искусство в Диссертационном совете Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Тема диссертации: Музыкально-теоретические проблемы западноевропейской монодии (По материалам трактатов раннего средневековья).

С 1994 по 1997 гг. училась в докторантуре Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (науч. руководитель доктор искусствоведения, проф. Ю.Н. Холопов).

С 1994 по 1995 гг. –  научный грант международного фонда Александра фон Гумбольдта (Alexander von Humboldt Stiftung, Германия);  стажировалась в Университете г. Гейдельберга (Ruprecht-Karls-Universität Heidelberg) в классе профессора Матиаса Билитца.

В 1999 г. защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора искусствоведения по специальности 17.00.02 – Музыкальное искусство в Диссертационном совете Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Тема диссертации: Раннехристианское пение в Западной Европе VIII-X столетий.

Проректор по научной работе ФГБОУ ВО «Академии хорового искусства имени В.С. Попова».

С 2016 г.– заместитель заведующего Регентской школой при Московской духовной академии.

Под руководством Н.И. Ефимовой защищено 9 диссертаций на соискание ученой степени кандидата искусствоведения и кандидата педагогических наук.

См. о Н.И. Ефимовой: 
  • Московский университет в женских лицах. Биографический словарь. М.: Изд-во МГУ, 2004. Серия А. - С. 407-408. 
  • Профессора Московского Университета 1755-2004: Биографический словарь. М.: Изд-во МГУ, 2005. Том. I. - С. 432.

 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.