АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Александр Александрович Волков. Курс русской риторики: Пособие для духовных учебных заведений

Учебник содержит систематическое изложение курса общей риторики. Созданная на основе лекций, читаемых автором в МГУ им. М. В. Ломоносова и в Московской духовной семинарии, книга может служить учебным пособием для студентов духовных и светских высших учебных заведений. Книга представляет интерес для философов, юристов, политиков, для тех, кто интересуется теорией риторики и чья деятельность связана с публичной аргументацией.   Рецензент д.ф.н., профессор В.И. Аннушкин, научный редактор д.ф.н., профессор В.И. Кириллин, ответственный редактор кандидат богословия иеромонах Евфимий (Моисеев).
[ Рекомендовано Учебным комитетом при Священном Синоде Русской Православной Церкви в качестве учебного пособия для духовных учебных заведений. ]
Введение

Риторика — одна из самых древних филологических наук. Она сложилась в IV в. до Р.Х. в Греции. Слово 'ρητορική означает «ораторское искусство, или учение об ораторском искусстве», но главным содержанием риторики уже в то время была теория аргументации в публичной речи. Великий греческий философ и ученый Аристотель (384-322 гг. до Р.Х.) определил риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета».

Задача риторики, по замыслу Аристотеля, состояла в том, чтобы аргументация политических и судебных решений, основанная на принципах нравственности, стала более убедительной, чем аргументация, исходящая из эгоистических и материально-практических интересов: «Риторика полезна, потому что истина и справедливость по своей природе сильнее своих противоположностей, а если решения поставляются не должным образом, то истина и справедливость необходимо побеждаются своими противоположностями, что достойно порицания».

Большинство наук о слове, как грамматика, лексикология, стилистика, история языка, теория литературы, ограничивают свой предмет фактами языка — они исследуют продукты речевой деятельности. Изучение произведений слова для риторики не самодовлеющая цель, но средство. Предмет риторики — произведение слова, которое еще не создано, но которое предстоит создать.

Главная педагогическая цель риторики — речевая компетентность: выработка индивидуального стиля на основе умения строить завершенные устные и письменные высказывания на определенную тему в определенной форме, что и составляет основу искусства целесообразного слова. Речевая компетентность формируется на основе устной публичной речи — судебной, политической, гомилетической; богословской, философской, исторической, публицистической литературы. Перечисленные виды речи называются риторической прозой и наряду с художественной литературой традиционно входят в разряд изящной словесности: для них характерно сочетание аргументативно-логического и эстетического критериев оценки произведения.

Искусство слова — самое нужное, но и самое сложное из всех искусств, поэтому освоение его требует серьезного труда и основательной подготовки. Освоение искусства слова невозможно без свободного владения литературным языком, без систематического гуманитарного образования.

Изучающему риторику следует постоянно обращаться к учебникам русского языка, к руководствам по стилистике, к толковым и энциклопедическим словарям, повторяя и оживляя в памяти те разделы школьного курса русского языка, которые, может быть, забыты или не освоены достаточным образом.

Чтобы научиться строить письменную и устную публичную речь, необходимо: (l) знать теорию риторики; (2) изучать классические произведения риторической прозы; (3) упражняться в построении различного рода устных и письменных высказываний, усвоить навыки самостоятельной творческой работы со словом; (4) говорить и писать публично.

В настоящем издании изменен ряд формулировок, использованы более привычные термины, обновлен состав примеров, в хрестоматию текстов включены, как представляется, более показательные произведения русской риторической прозы. Кроме того, из хрестоматии удалены задания к текстам.

Пользуюсь возможностью выразить признательность высокопреосвященному Евгению, архиепископу Верейскому, ректору Московской Духовной Академии и Семинарии, благодаря благосклонному участию которого эта книга была написана и издана, профессору протоиерею Максиму Козлову, осуществившему первое издание «Курса русской риторики», и профессору Владимиру Михайловичу Кириллину, взявшему на себя труд научного редактирования настоящего издания. Разумеется, за все просчеты и недостатки книги несет ответственность автор.
 

 

 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.