АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Святитель Евстафий, митрополит Фессалоникийский. Об исправлении монашеской жизни: 1–32 главы / Вступительная статья, перевод с древнегреческого и примечания М. В. Судакова // Богословский вестник: Номер 26-27

УДК 248.1

DOI: 10.31802/2500-1450/2017-26-27-511-558

Аннотация

Данная публикация представляет собой русский перевод начального фрагмента трактата одного из выдающихся византийских авторов XII столетия — свт. Евстафия Фессалоникийского, который известен под названием «Об исправлении монашеской жизни». Настоящий фрагмент составляет одну седьмую часть от всего произведения, которое является одним из наиболее пространных работ этого автора. Много места в нем уделено описанию монашеского идеала с привлечением философских рассуждений и образов из античной литературы. Главные темы публикуемого фрагмента: изложение цели и плана произведения, описание монашеского идеала и цель отречения от мира, а также напоминание о главенствующем положении архиерея для монашествующих. В предисловии представлено тематическое содержание данного трактата и сделана попытка уяснить его подлинный замысел. Заостряется внимание на очевидной необычности данного текста, из-за которой возникает проблема установления его действительных адресатов. На основании текста рассматриваемого трактата подвергается критике гипотеза о его скрытом замысле.

Ключевые слова: Евстафий Фессалоникийский, «Об исправлении монашеской жизни», средневековое византийское монашество, монашеский идеал, архиерей и монахи, византийская риторика.

ИСТОЧНИКИ И ПЕРЕВОДЫ

Гнедич, Жуковский 2007 — Гомер. Илиада. Одиссея / Пер. с древнегреч. Н. И. Гнедича, В. А. Жуковского. М., 2007. [ Homer . Illiada, Odisseia (Iliad, Odyssey) / Perevod s drevnegrecheskogo N. Gnedicha, V. Zhukovskogo. Moscow, 2007).]

Миния 1893 — Миния. Месяц Август. К., 1893. [Miniia. Mesiats Avgust (Menaia. The month of August). Kiev, 1893.]

Феодор Студит, прп.2010 — Феодор Студит, прп. Творения в 3 т. Т. 1. Нравственно-аскетические творения. М., 2010. [Feodor Studit, prepodobnyi. Tvoreniia: v 3 tomakh. Tom pervyi: Nravstvenno-asketicheskiie tvoreniia (St. Theodor Studites. Works: in 3 volumes. Volume 1: Ethic and ascetic works). Moscow, 2010.]

Goar 1730 —Euchologium sive Rituale Graecorum / Accura J. Goar.Venetiis, 1730.

Καλαϊτζάκης 2003  Τι φλυαρεί ο μέγας παπάς; Ευσταθίου Θεσσαλονίκης Επίσκεψις βίου μοναχικού. Εισαγωγή, κείμενο, νεοελληνική απόδοση, σχόλια / Εκδ. Φ. Καλαϊτζάκη. Ἀθ., 2003.

Kyriakidis, Lavagnini, Rotolo 1961  Eustazio di Tessalonica. La espugnazione di Tessalonica / Ed. S. Kyriakidis, B. Lavagnini, V. Rotolo. Palermo, 1961.

Leutsch, Schneidewin 1839 Corpus paroemiographorum Graecorum / Ed. E. L. a Leutsch, F. G. Schneidewin. Göttingen , 1839. T. 1.

Leutsch, Schneidewin 1851  Corpus paroemiographorum Graecorum / Ed. E. L. a Leutsch, F. G. Schneidewin. Göttingen, 1851. T. 2.

Leutsch, Schneidewin 1887  Corpus paroemiographorum Graecorum / Ed. E. L. a Leutsch, F. G. Schneidewin. Göttingen, 1887. T. 3.

Metzler 2006a — Eustathius Thessalonicensis . De emendanda vita monachica / Recensuit, germanice vertit indicibusque instruxit K. Metzler. B. Novi Eboraci, 2006 (CFHB 45).

Μηναῖα 1902 — Μηναῖα ὅλου τοῦ ἐνιαυτοῦ. Τόμος Ϛ', περιέχων τὴν ἀνηκοῦσαν ἀκολουθίαν τῶν Ἰουλίου καὶ Αὐγούστου μηνῶν. Ρώμη, 1902.

Tafel 1832  Eustathius, mitropolita Thessalonicensis . Epistola ad Thessalonicenses // Opuscula / Ed. T. L. F. Tafel. Francofurti ad Moenum, 1832. P. 158–165.

Tafel 1847 — Eustathius von Thessalonich. Betrachtungen über den Mönchsstand. Eine Stimme des zwölften Jahrhunderts / Hrsg. von G. L. F. Tafel.B., 1847.

 

ЛИТЕРАТУРА

Арсений, игум. 1866  — Арсений, игум. Евстафий, митрополит Солунский, XII века // Духовный вестник. 1866. Т. 14. С. 475–501; Т. 15. С. 275–307.[Arsenius, hegumen. Evstafii, mitropolit Solunskii, XII veka (Eustathius, the twelfth-century Metropolitan of Thessalonica) // Dukhovnyi vestnik(Spiritual Herald). 1866. Tom 14. P. 475–501; Tom 15. P. 275–307.]

Буганов, Илюшечкина, Мецлер 2008  Буганов  Р. Б., Илюшечкина Е. В., Метцлер К. Евстафий, свт., митр. фессалоникйский // ПЭ. 2008. Т. 17. С. 293–298. [Buganov R. B., Iliushechkina E. V., Metzler K. Evstafii, sviatitel', mitropolit fessalonikiiskii (St. Eustathius, Metropolitan of Thessalonica) //Pravoslavnaia enciclopediia(Orthodox encyclopedia). 2008. Tom 17. P. 293–298.]

Васильевский 1879 — Васильевский В. Г. Материалы для истории Византийского государства // Журнал Министерства народного просвещения. 1879. Т. 202. C. 434–438. [Vasil'ievskii V. G. Materialy dlia istorii Vizantiiskogo gosudarstva (Materials for history of the Byzantium) // Zhurnal Ministerstva narodnogo prosvescheniia (Review of the Ministry of the popular education). 1879. Tom 202. P. 434–438]

Говоров 1883 — Говоров А. В. Евстафий, митрополит Солунский, писатель XII века // Православный собеседник. 1883. Т. 1. С. 14–37; Т. 5. С. 43–67; Т. 10. С. 139–1 [Govorov A. V. 1883. Evstafii, mitropolit Solunskii, pisatiel' 12-go veka (Eustathius, Metropolitan of Thessalonica, a twelfth-century writer) // Pravoslavnyi sobesednik(Orthodox companion). 1883. Tom 1. P. 14–37; Tom 5. P. 43–67; Tom 10. P. 139–165.]

Каждан 1967  Каждан А. П. Византийский публицист XII в. Евстафий Солунский // ВВ. 1967. Т. 27. С. 87–106. [Kazhdan A. P. 1967. Vizantiiskii publicist XII veka Evstafii Solunskii (A twelfth-century Byzantine publicist Eustathius of Thessalonica) // Vizantiiskii vremennik(Byzantine Chronicle). № 27. P. 87–106.] [Homer. Illiada, Odisseia (Iliad, Odyssey) / Perevod s drevnegrecheskogo N. Gnedicha, V. Zhukovskogo. Moscow, 2007).]

Славятинская2003  Славятинская М. Н. Учебник древнегреческого языка. М., 22003 (Филология). [Slaviatinskaia M. N. Uchebnik drevnegrecheskogo iazyka (Ancient Greek textbook). Moscow, 22003 (Filologiia).]

Ἀντανόπουλος 2002  ἈντονόπουλοςΘ.Ἡ ὁμιλητικὴ καὶ ἡ θέση τῆς σε μία νέα ἱστορία Βυζαντινῆς λογοτεχνίας // Pour une “nouvelle” histoire de la littérature Byzantine. Problèmes, méthodes, approches, propositions. Actes du Colloque international philologique Nicosie – Chypre 25–28 mai 2000 / sous la direction de P. Odorico, A. A. Panagiotis. Paris, 2002 (Dossiers Byzantins 1).

Bartusis 1991  Bartusis M. C.Charistikion // The Oxford Dictionary of Byzantium / Ed. A. P. Kazhdan. New York Oxford, 1991. T. 1. P. 412–413.

Bat-Yehouda 1983  Bat-Yehouda M. Z. Les encres noirs au Moyen Âge (jusqu’à 1600). P., 1983.

Gray 1916 — The Mythology of All Races. Vol. 1. Greek and Roma / Ed. L. H. Gray, G. F. Moore, J. A. MacCulloch. Princeton University, 1916.

Herman 1955  Herman E. La«stabilitas loci» nelmonachismo byzantino // Orientalia christiana periodica. 1955. Vol. 21. P. 115–142.

Kazhdan, Talbot 1991  Kazhdan A. P., Talbot A.-M.Ephoros // The Oxford Dictionary of Byzantium / Ed. A. P. Kazhdan. New York Oxford, 1991. T. 1 P. 707–708.

Κουκουλὲς 1953 — Κουκουλὲς Φ. Ἰ. Θεσσαλονίκης Εὐσταθίου τὰ γραμματικὰ. Ἑταιρεία μακεδονικῶν σπουδῶν. Ἐπιστημονικαὶ πραγματείαι. Ἀθ., 1953 (Σειρὰ φιλολογικὴ καὶ θεολογική 8). Σ. 24–27.

Metzler 2006b  Metzler K. Eustathios von Thessalonike und das Mönchtum. Untersuchungen und Kommentar zur Schrift«De emendanda vita monachica». B. —New York, 2006 (Supplementa Byzantina 9).

Θεοδωρούδης 1983 — Θεοδωρούδης Γ. Π. Ὁ μοναχισμὸς κατὰ τὸν Εὐστάθιον Θεσσαλονίκης: διατριβὴ ἐπὶ διδακτορία. Θεσσαλονίκη, 1983.

Oppenheim 1931  Oppenheim Ph. Das Mönchskleid im christlichen Alterum. Freiburg im Breisgau, 1931 (Römische Quartalsschrift. Supplement 28).

Oppenheim 1932  Oppenheim Ph. Symbolik und religiöse Wertung des Mönchskleides im christlichen Alterum vornehmlich nach Zeugnissen christlicher Schriftsteller der Ostkirche. Münster, 1932 (Theologie des christlichen Ostens. Texte und Untersuchungen 2).

Radke 1936 — Radke G. Die Bedeutung der weißen und der schwarzen Farbe in Kult und Brauch der Griechen und Römer. Jena, 1936.

Schönauer 2005  Schönauer S. Flucht für den Gläubigen? Abenteuerliches aus dem Leben des Eustathios von Thessalonike // Zwischen Polis, Provinz und Peripherie. Beitrage zur byzantinischen Geschichte und Kultur / Hrsgb. L. Hoffmann, A. Monchizadeh. Wiesbaden, 2005 (Mainzer Veröffentlichungen zur Byzantinistik 7). S. 705–717.

Ζήσης Θ., πρωτοπρ. 1975a  ΖήσηςΘ., πρωτοπρ. Αἱ μοναχικαὶ τάξεις καὶ αἱ βαθμίδες τῆς τελειώσεως κατὰ τὸν Εὐστάθιον Θεσσαλονίκης // Κληρονομία. 1975. Τ. 7. Σ. 72–86.

Ζήσης Θ., πρωτοπρ. 1975b  ΖήσηςΘ., πρωτοπρ. Ὁ συμβολισμὸς τοῦ μαύρου χρώματος εἰς τὴν ἀμφίεσιν τῶν μοναχῶν ἰδίᾳ κατὰ τὸν Εὐστάθιον Θεσσαλονίκης // Γρηγόριος ὁ Παλαμᾶς. 1975. № 57–59. Σ. 15–27.

Abstract

St. Eustathius of Thessalonica . On the Improvement of Monastic Life: chapters 1-32  / Translated from Greek and notes by M. V. Sudakov.

The publication contains a Russian translation of an initial fragment of the treatise of Saint Eustathius, the Metropolitan of Thessalonica, which is known as “On the Improvement of Monastic Life”. The present fragment contains a seventh part of the whole text. The work is marked by a very thoughtful description of the monastic ideal, which involves usage of the philosophic discourses and a lot of references to antique authors. In the fragment, published here, the author considers the following subjects: his intentions and the general outline of the work, the monastic ideal, the aim of the renouncement from the world, the principate of the bishop for the monks. In the preface the subjects of the treatise are represented and an attempt to clarify its real intention is made. In the article a bright peculiarity of the text is emphasized: this spiritual writing, which was created for the improvement of the monks, contains a lot of features, which are specific for the secular literature. This peculiarity of the writing made some researchers think, that it was addressed not to monks, but to high-educated secular public and that aim of it is not so much spiritual, as worldly―to justify himself against a false accusation. In the article this hypothesis is criticized on the basis of the text of the treatise.

Keywords: Eustathius of Thessalonica, On the Improvement of Monastic Life, medieval monasticism of Byzantium, monastic ideal, bishop and monks, Byzantine rhetoric.

 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.