АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Симеон (Томачинский), архимандрит. Почему Катон Младший стал стражем Чистилища? // Богословский вестник: Номер 26-27

УДК 801.733

DOI: 10.31802/2500-1450/2017-26-27-475-486

Аннотация

«Божественная комедия» итальянского поэта Данте Алигьери по праву считается одним из величайших произведений мировой литературы. Она состоит из трех частей: Ад, Чистилище и Рай – и повествует о путешествии автора по загробному миру. Проводником по Аду и Чистилищу выступает у Данте древнеримский поэт Вергилий, которого средневековая мысль считала «языческим пророком». Вергилий в «Энеиде» поместил Катона Утического, или Младшего, в загробном мире среди праведников. У Данте Катон становится стражем Чистилища. В статье предпринята попытка исследовать, в чем причины такого выделения этого политического деятеля-язычника, к тому же покончившего жизнь самоубийством. Делается вывод о том, что Катон олицетворяет собой, с одной стороны, идею справедливости, с другой – идею свободы. Катон не знал Христа, но в некотором смысле, с точки зрения Данте, он стал прообразом Христа. Однако души Чистилища, поднимаясь на гору, по мере очищения получают надежду перейти в райские обители, тогда как Катон обречен вечно стоять у ворот «второго царства».

Ключевые слова : Данте, «Божественная комедия», Вергилий, «Энеида», Чистилище, Катон Младший, Плутарх, Сократ, загробная жизнь, самоубийство, Цезарь, справедливость, свобода.

ИСТОЧНИКИ И ПЕРЕВОДЫ

Габричевский 1968 — Данте Алигьери. Пир / Пер. А. Г. Габричевского // Данте Алигьери. Малые произведения. М., 1968 (Литературные памятники 138). С. 112-269. [ DanteAlighieri . Pir (Feast) / Perevod A. G. Gabrichevskogo // DanteAlig'eri . Malye proizvedeniia (Dante Alighieri. Small works). Moscow, 1968 (Literaturnye pamiatniki 138). P. 112-269.]

Зубов 1968 — Данте Алигьери. Монархия / Пер. В. П. Зубова // Данте Алигьери. Малые произведения. М., 1968 (Литературные памятники 138). C. 305-362. [ DanteAlighieri . Monarkhiia (Monarchy) / Perevod A. G. Gabrichevskogo // DanteAlig'eri . Malye proizvedeniia (Dante Alighieri. Small works). Moscow, 1968 (Literaturnye pamiatniki 138). P. 305-362.]

Лозинский 1992 — Данте. Божественная комедия / Пер. М. Лозинского. М., 1992. [Dante. Bozhestvennaia komediia (The Divine Comedy) / Perevod. M. Lozinskogo. Moscow, 1992.]

Маркиш 1970  Платон. Федон / Пер. с древнегреч. С. П. Маркиша // Платон. Сочинения в 3 т. М., 1970. Т. 2. С. 7-81. [Plato. Fedon (Phaedo) / Perevod s drevnegrecheskogo S. P. Markisha // Plato. Sochineniia v 3 tomakh (Works in 3 volumes). Moscow, 1970. Tom 2. P. 7-81.]

Ошеров 1979 — Вергилий. Энеида / Пер. с лат. С. Ошерова // Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. М., 1979. С. 287-306. [ Virgil . Eneida (Aedeid) / Perevod s latinskogo S. Osherova // Virgil . Bukoliki. Georgiki. Eneida (Bucolics. Georgics. Aeneid). Moscow, 1979. P. 287-306.]

Плутарх 1994  Плутарх . Сравнительные жизнеописания в 2 т. М., 1994. Т. 2. [Plutarch. Sravnitel'nye zhizneopisaniia v 2 tomakh (Comparitive lives in two volumes). Moscow, 1994. Tom 2.]

Fallani, Zennaro 2012 — Dante Aligheri . Divina Commedia / A cura di G. Fallani, S. Zennaro. R., 2012.

ЛИТЕРАТУРА

Доброхотов 1990 — ДоброхотовАЛ . Данте Алигьери. М., 1990. [Dobrokhotov A. L. Dante Alig'eri (Dante Alighieri). Moscow, 1990.]

Пеликан 2007  Пеликан Я. Христианская традиция: История развития вероучения в 5 т. Т. 1. Возникновение кафолической традиции (100–600). М., 2007. [Pelikan J. Khristianskaia traditsiia: Istoriia razvitiia veroucheniia v 5 tomakh. Tom 1. Vozniknovenie kafolicheskoi traditsii (100–600) (Christian tradition: History of the development of the dogma in 5 volumes. Vol. 1. The emergence of the catholic tradition (100-600)). Moscow, 2007.]

Montemaggi, Treherne, Rowson 2015  Montemaggi V., Treherne M., Rowson A . Dante's Idea of Purgatory. URL:http://www.leeds.ac.uk/arts/info/125126/purgatorio/1742/6_major_themes_purgatorio/5 (дата обращения 25.06.2017).

Absract

Symeon (Tomachinsky), archimandrite. Why Cato of Utica became a guard of the Purgatory

«The Divine Comedy» of the Italian poet Dante Alighieri is one of the most honourable masterpieces of world literature. There are three parts: Hell, Purgatory and Paradise. It tells us about Dante’s trip in the afterlife world. Dante’s guide through the Hell and Purgatory in this trip is Virgil, an ancient Roman poet, who was a «pagan prophet», according to the medieval thought. Virgil in his «Aeneid» put Cato of Utica among the righteous. Dante made Cato the guard of the Purgatory. In this article, the A. tries to explain the reasons of such a position of Cato, a pagan political activist, who in addition also committed suicide. The conclusion is that he represents, on the one hand, an ideal of justice, from the other side – the ideal of freedom. Cato did not know Christ, but, from the Dante's point of view, he could be some kind of the image of Christ. At the same time the Purgatory souls, as they rise on the mountain, have a hope to get to Paradise, but Cato should stay in front of the Purgatory gates eternally.

Keywords: Dante; «Divine Comedy»; Virgil ; « Aeneid »; Purgatory ; Cato of Utica; Plutarch; Socrates; afterlife world ; suicide; Caesar; justice ; freedom .

 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.