АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Дионисий (Шленов), игумен. Представления о «царском пути» в византийском богословии и аскетике: на примере учения о шествии души к Богу преподобного Никиты Стифата // Богословский вестник: Номер 26-27

УДК 248 (276)

DOI: 10.31802/2500-1450/2017-26-27-355-391 

Аннотация

В статье рассматриваются употребление словосочетания «царский путь» (ἡ βασιλικὴ ὁδός) в греческой христианской литературе. Данное словосочетание восходит, с одной стороны, к античным представлениям о соразмерности, с другой стороны, имеет чисто библейское происхождение (см. Числ. 20, 17). Получив яркое раскрытие в эгзегезе Филона Александрийского, оно оказалось более чем востребованным при изложении догматического и аскетического учения Церкви как царского пути во избежание вероучительных или нравственных крайностей. Подробное описание пути души у византийского аскетического автора XI в. прп. Никиты Стифата можно интерпретировать как продолжение темы царского пути: не столько как пути между крайностями, сколько единственного идеального пути, ведущего к Богу.

Ключевые слова: путь, душа, царь и царский, крайности, мера, середина, Филон Александрийский, догматика, аскетика, Византийская империя, прп. Никита Стифат.

ИСТОЧНИКИ И ПЕРЕВОДЫ

Дионисий (Шленов), игум. 2011 — Никита Стифат, прп. Творения. Т. 1. Богословские сочинения / Пер. с древнегреч. игум. Дионисий (Шленов). Сергиев Посад, 2011. [Nikita Stifat, prepodobnyi. Tvoreniia. Tom 1. Bogoslovskie sochineniia (Works. Vol. 1. Theological writings) (Works. T. 1. Theological essays) / Perevod s drevnegrecheskogo hegumen Dionysius (Shlenov). Sergiev Posad, 2011.]

Darrouzès 1961 — Nicétas Stéthatos. Opuscules et lettres / Éd. J. P. Darrouzès. P., 1961 (SС 81).

 

ЛИТЕРАТУРА

Дионисий (Шленов), игум. 2015 — Дионисий (Шленов), игум.Образы царской власти в византийской литературе: сравнение «царя» и «плача» у прп. Симеона Нового Богослова и его контекст //БВ. 2015. № 18–19. Вып. 3–4. С. 136–167. [Dionysius (Shlenov), hegumen. Obrazy tsarskoi vlasti v vizantiiskoi literature: sravnenie «tsaria» i «placha» u prepodobnogo. Simeona Novogo Bogoslova i ego kontekst (Images of royal power in Byzantine literature: a comparison of the “king” and “crying” in St. Simeon the New Theologian and its context) // Bogoslovskii Vestnik (Theological Herald). 2015. № 18–19. Vypusk 3–4. S. 136–167.]

Дионисий (Шленов), игум. 2017 — Дионисий (Шленов), игум. Фрагмент о приобщении мудрости и знанию в трактате «Об иерархии» (32–40) прп. Никиты Стифата и его контекст //БВ. 2017. № 24 25.Вып. 1 2. С. 199 236. [ Dionysius (Shlenov), hegumen . Fragment o priobshchenii mudrosti i znaniiu v traktate «Ob ierarkhii» (32–40) prepodobnogo Nikity Stifata i ego kontekst (A fragment about the accession of wisdom and knowledge in the treatise “On the hierarchy” (32-40) of St. Nicetas Stethatus and its context) // Bogoslovskii Vestnik (Theological Herald) . 2017. № 24–25. Vypusk 1–2. P. 199–236.]

Дионисий (Шленов), иером. 2003 — Дионисий (Шленов), иером. Тайна Рая:отрывки о рае из богословских сочинений преп. Никиты Стифата по славянской “Диоптре” Филиппа Пустынника (с богословско-экзегетическим комментарием) //БВ. 2003. № 3. С. 70–128. [Dionysius (Shlenov), hieromonk. Taina Raia: otryvki o rae iz bogoslovskikh sochinenii prepodobnogo Nikity Stifata po slavianskoi “Dioptre” Filippa Pustynnika (s bogoslovsko-ekzegeticheskim kommentariem) (Mystery of Paradise: excerpts about paradise from the theological works of St. Nicetas Stethatus on the Slavic “Diopter” by Philip the Hermit (with a theological-exegetical commentary) // Bogoslovskii Vestnik (Theological Herald). 2003. № 3. P. 70–128.]

Б. А. Идумея 2009 — Б. А. Идумея // ПЭ. 2009. Т. 21. С. 183–184. [Idumeia (Idumea) // Pravoslavnaia Entsiklopedia (Orthodox Encyclopedia). 2009. Tom 21. P. 183–184.]

Канышева 2010  Канышева О. А. Принцип меры в учении Аристотеля о дружбе //В мире научных открытий. 2010.№ 1. 1. С. 86–89. [Kanysheva O. A. Printsip mery v uchenii Aristotelia o druzhbe (The principle of the measure in Aristotle's doctrine of friendship) // V mire nauchnykh otkrytii (In the world of scientific discoveries). 2010. № 1. 1. P. 86–89.]

Константин (Горянов), архиеп.2013 — Константин (Горянов), архиеп.Путь царский //Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2013.№ 1 (5). С. 14–38. [ Konstantin (Gorianov), arkhiepiskop . Put' tsarskii (Royal way) // Vestnik Ekaterinburgskoi dukhovnoi seminarii (Ekaterinburg seminary herald). 2013. № 1 (5). P. 14–38.]

Новотрясов 2006  Новотрясов Н. И. «Царский путь» – золотая середина философии православного сознания. Саранск, 2006. [Novotriasov N. I. «Tsarskii put'» – zolotaia seredina filosofii pravoslavnogo soznaniia (“The Tsar's Way” is the golden mean of the philosophy of the Orthodox consciousness). Saransk, 2006.]

Павел, архим. 1870  Павел, архим. Книга, глаголемая царский путь, понеже повелевает идти по Божественному Писанию и не уклонятися от него ни на десно, ни на шуие. Псков, 21870. [Pavel, arkhim. Kniga, glagolemaia tsarskii put', ponezhe povelevaet idti po Bozhestvennomu Pisaniiu i ne ukloniatisia ot nego ni na desno, ni na shuie (The book, which is called the royal path, orders to follow the Divine Scripture and does not stray away from it either to the right nor to the left). Pskov, 21870.]

Панченко, Масиель Санчес 2010 Панченко К. А., Масиель Санчес Л. К. Иордания // ПЭ. 2010.Т. 25. С. 519538. [Panchenko K. A., Masiel' Sánchez  L. K. Iordaniia (Jordania) // Pravoslavnaia Entsiklopedia (Orthodox Encyclopedia) . 2010. Tom 25. P. 519–538.]

 

Степанянц 2003  Степанянц М. Т. Метафора«золотая середина» как ключ к пониманию общего и частного в философии морали //Вопросы философии. 2003.№ 3. С. 42–48. [Stepaniants M. T. Metafora «zolotaia seredina» kak kliuch k ponimaniiu obshchego i chastnogo v filosofii morali (The metaphor of the “golden mean” as the key to understanding the general and the particular in the philosophy of morality) // Voprosy filosofii (Questions of philosophy). 2003. № 3. P. 42–48.]

Филимонов 2013  Филимонов В. А. Царский путь и когнитивная карта математики //Актуальные проблемы преподавания математики в техническом ВУЗе. 2013.№ 1. С. 118–122. [Filimonov V. A. Tsarskii put' i kognitivnaia karta matematiki (The royal path and the cognitive map of mathematics) // Aktual'nye problemy prepodavaniia matematiki v tekhnicheskom vysshem uchebnom zavedenii (Actual problems of teaching mathematics in a technical university). 2013. № 1. P. 118–122.]

Царский путь 2006 —Царский путь: к 400-летию дома Романовых / Сост. В. М. Москалев. Царицын, 2006. [Tsarskii put': k 400-letiiu doma Romanovykh (ROYAL ROAD to the 400th anniversary of the Romanovs' house) / Sostavil V. M. Moskalev. Tsaritsyn, 2006.]

Aharoni 2011 Aharoni Y. et al. The Carta Bible Atlas. Jerusalem, 52011.

Bauer 1979 — A Greek-English Lexicon of the New Testament and Other Early Christian Literature / Ed. W. Bauer, F. W. Gingrich, F. W Danker.Chicago — L., 21979.

BDB 1987 — A Hebrew and English Lexicon of the Old Testament / Ed.  F Brown, S. Driver, C. Briggs. Oxford. 1996.

Biblia partistica 1982 Biblia partistica. Supplément. Philon d'Alexandrie. P., 1982.

HALOT — Koehler-Baumgartner Hebrew and Aramaic Lexicon of the Old Testament (электронное издание).

Janeras 2001 — Janeras S. Le Trisagion: une formule breve en liturgie compare //  Comparative liturgy fifty years after Anton Baumstark (1872–1948) / Ed. R. F. Taft, G. Winkler. R., 2001. (OChA.  205). P. 495–562.

Καραγιαννόπουλος 1996  Καραγιαννόπουλος Ἰ. Τὸ Βυζαντινό κράτος. Θεσσαλονίκη, 1996.

Lesètre 1912 — Lesètre H .Voie // Dictionnaire de la Bible / Ed. F. Vigouroux. P., 1912. T. 5. Col. 24452447.

Lilie 2007  Lilie R.-J. Einführung in die byzantinische Geschichte. Stuttgart, 2007.

Pascher 1931  Pascher J. Η ΒΑΣΙΛΙΚΗ ΟΔΟΣ: Der Königsweg zur Wiedergeburt und Vergottung bei Philon von Alexandria. Paderborn, 1931 (Studien zur Geschichte und Kultur des Altertums. 17. 34)).

Πλακογιανάκης 2006  Πλακογιανάκης   Κ. Ε . Δημόσιος και ιδιωτικός βίος και πολιτισμός των Βυζαντινών: Θέατρο, μουσική, μουσικά όργανα, Ιππόδρομος της Κωνσταντινούπολης, εορταστικές — τελετουργικές — ψυχαγωγικές — αθλητικές εκδηλώσεις, μέτρα και σταθμά. Θεσσαλονίκη, 2006.

Pila, Berardino 2010 — Atlante storico del cristeanesimo antico   / Ed. G. Pila, A. di Berardino. Ferrara, 2010.

Reviv 2001 — Reviv H. The Canaanite and Israelite Periods (3200–332 BCE) // A History of Israel and the Holy Land / Ed. M. Avi-Yonah. New York, 2001.

Abstract

Dionysius (Shlenov), hegumen.Representations of the “royal way” in Byzantine theology and ascetics on the example of St. Nicetas Stethatus's teaching about the soul's movement to the God

The article deals with the usage of the phrase “the royal way” (ἡ βασιλικὴ ὁδός) in Greek Christian literature. This phrase goes back, on the one hand, to the ancient ideas of proportionality, on the other hand, it has a purely Biblical origin (see Numbers 20, 17). Having received a vivid revelation in the ephesion of Philo of Alexandria, it turned out to be more than in demand in expounding the dogmatic and ascetic teachings of the Church as a royal path in order to avoid doctrinal or moral extremes. A detailed description of the soul's path from the Byzantine ascetic author of the 11th century the Monk Nicetras Stethatus can be interpreted as a continuation of the theme of the royal path: not so much as a path between extremes, but as the only ideal path leading to God.

Keywords: path, soul, king and royal, extremes, measure, middle, Philo of Alexandria, dogmatics, asceticism, Byzantine Empire, St. Nicetas Stethatus.


 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.