|
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова
[Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г. Физическое и духовное здоровье: по "Медицинским беседам" Леонида Михайловича Чичагова
[сщмч. Серафим (Чичагов)]
10 мая. 2016 г. |
Филофей (Артюшин), иеромонах. Субботство Закона и милосердие Господина субботы (Мф. 12, 1–8): к вопросу о богословии «двух Заветов» в Евангелии от Матфея // Богословский вестник: Номер 26-27УДК 22.06 Аннотация Проблема соотношения Ветхого и Нового Заветов является одним из перспективных, но малоизученных направлений современного библейского богословия. Интерес к этой теме обусловлен прежде всего определенным скептицизмом в научных кругах при попытках обстоятельно рассмотреть и дать развернутое обоснование теме единства двух Заветов. В данной статье вопрос единства рассматривается на примере евангельского пассажа (Мф. 12, 1–8), в котором красной нитью проходят «богословие» и «герменевтика» почитания субботы. На основании иудейских и христианских источников, а также самого Евангелия от Матфея как связного и последовательного рассказа автор приходит к выводу, что учение Христа не отменяет древнее законодательство, а возводит его на высоту оригинального замысла Божия о человеке. Его смысл заключается в милосердии как основополагающем принципе в диалектике богочеловеческих взаимоотношений, примером которой является взаимная обусловленность и взаимодополняемость Ветхого и Нового Заветов в домостроительстве спасения. Ключевые слова:Евангелие от Матфея, суббота, закон, Ветхий Завет, Новый Завет, единство, милосердие, спасение, раввинистическая экзегеза, фарисеи, иудаизм, нарративный анализ, текст, читатель, библейское богословие, герменевтика, диалектика, прагматика. Источники и переводы Амвросий Медиоланский, свт. 2014 — Амвросий Медиоланский, свт. Собрание творений. М., 2014. Т. 4. Ч. 1. [Sviatitel' Amvrosii Mediolanskii. Sobranie tvorenii (Saint Ambrose of Milan. Collection of works). Moscow, 2014. Tom 4. Chast' 1.] Дунаев 2008 — Послание апостола Варнавы // Писания мужей апостольских. Творения святых отцов и учителей Церкви / Под ред. А. Г. Дунаева. М., 2008. С. 87–115. [Poslanie apostola Varnavy (Epistles of the Apostle Barnabus) // Pisaniia muzhei apostol'skikh. Tvoreniia sviatykh ottsov i uchitelei Tserkvi. Izdatel'skii Sovet Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi (The writings of the apostolic fathers. Works of holy fathers and teachers of the Church) / Pod redaktsiei A. G. Dunaeva. Moscow, 2008. P. 87–115.] Перефекович 1903, 1905 — Талмуд. Мишна и Тосефта / Критич. пер. Н. Переферковича. СПб., 21903. Т. 2. Кн. 3-4; 21905. Т. 3. Кн. 5-6; Т. 5; T. 7. Кн. 13. [Talmud. Mishna i Tosefta / Kriticheskii perevod N. Pereferkovicha. Saint Petersburg, 21903. Tom 2. Kniga 3-4; 21905. Tom 3. Kniga 5-6; Tom 5; Tom 7. Kniga 13.] Постановления апостольские 2008 — Постановления апостольские. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. [Postanovleniia apostol'skie (Apostolic decrees). The Holy Trinity-St. Sergius Lavra, 2008.] Преображенский П.. прот. 1995 — Разговор св. Иустина с Трифоном иудеем // Св. Иустин. Философ и мученик. Творения / Под ред. прот. П. Преображенского. М., 1995 (Библиотека отцов и учителей Церкви). C. 123–358. [Razgovor sviatogo Iustina s Trifonom iudeem (The conversation of St. Justin and Triphon the Jew) // Sviatoi Iustin. Filosof i muchenik. Tvoreniia. (St. Justin. Philosopher and martyr. Works) / Pod redaktsiei protoiereia P. Preobrazhenskogo. Moscow, 1995 (Biblioteka ottsov i uchitelei Tserkvi). P. 123–358.] Barbi 1960 — Le opere di Dante. Testo critico della Società dantesca italiana / Ed. M. Barbi et al. Firenze, 1960. URL:http://www.danteonline.it/italiano/opere.asp?idope=4&idlang=OR (дата обращения 22.11.2017). Bobichon 2003 — Justin Martyr. Dialogue avec Tryphon / Édition critique, traduction, commentaire par Ph. Bobichon. Fribourg (Suisse), 2003. Vol. 1 (Paradosis: études de littérature et de théologie anciennes 47.1). Héliodore 1960— Héliodore. Les Éthiopique (Théagène et Chariclée) / Ed. R. M. Rattenbury, T. W. Lumb, J. P. Maillon. P., 21960. Vol. 1. Livres 1–3; Vol. 3. Livres 8–10. Hoffmann 1905 — Mechilta de-Rabbi Simon b. Jochai: ein halachischer und haggadisher Kommentar zu Exodus, nach handschriftlichen und gedruckten Quellen rekonstruiert und mit erklärenden Anmerkungen und einer Einleitung versehen / Hsgb. Dr. D. Hoffmann. Frankfurt a. M., 1905. Nestle, Aland 1993 —Nestle E., Aland K., al. Novum Testamentum Graece. Stuttgart, 271993. литература Валгина 2003 — ВалгинаН. С. Теория текста. Учебное пособие. М., 2003. [Valgina N. S. Teoriia teksta. Uchebnoe posobie (Textual theory. Textbook). Moscow, 2003] Ковшов, Тодиев А., диак. 2017 — Ковшов М. В., Тодиев А., диак. Цели и задачи научно-исследовательского проекта «Концепция «двух веков» в корпусе текстов ап. Павла» // Актуальные вопросы современного богословия и церковной науки. Материалы международной научно-богословской конференции, посвященной 70-летию возрождения СПбДА. 16–17 ноября 2016 г. Ч. 1. Библеистика. Богословие. Церковное искусство и архитектура. СПб., 2017. С. 144–155. [Kovshov M. V., Todiev A., daikon. Tseli i zadachi nauchno-issledovatel'skogo proekta «Kontseptsiia «dvukh vekov» v korpuse tekstov ap. Pavla» (Goals and objectives of the research project “The concept of “two centuries” in the corpus of texts Apostle Paul”) // Aktual'nye voprosy sovremennogo bogosloviia i tserkovnoi nauki. Materialy mezhdunarodnoi nauchno-bogoslovskoi konferentsii, posviashchennoi 70-letiiu vozrozhdeniia Sankt-Peterburgskoi Dukhovnoi Akademii. 16–17 noiabria 2016 goda. Chat' 1. Bibleistika. Bogoslovie. Tserkovnoe iskusstvo i arkhitektura (Topical issues of modern theology and church science. Materials of the international scientific and theological conference dedicated to the 70th anniversary of the revival of the Saint Petersburg Theological Academy. November 16-17, 2016. Part 1. Biblical studies. Theology. Church art and architecture). Saint Petersburg, 2017. P. 144–155.] Мецгер 1998 — Мецгер Б. М.Канон Нового Завета. Возникновение, развитие, значение. М., 1998 (Современная библеистика). [Metzger B. M. Kanon Novogo Zaveta. Vozniknovenie, razvitie, znachenie (Canon of the New Testament. Appearance, development, meaning). Moscow, 1998 (Sovremennaia bibleistika).] Покорны, Геккель 2012 — Покорны П., Геккель У. Введение в Новый Завет. Обзор литературы и богословия Нового Завета. М., 2012 (Современная библеистика). [Pokorný P., Heckel W. Vvedenie v Novyi Zavet. Obzor literatury i bogosloviia Novogo Zaveta (Introduction to the New Testament. A review of the literature and theology of the New Testament). Moscow, 2012 (Sovremennaia bibleistika).] Сперанский М., прот. 1964 — Сперанский М., прот.Святой апостол и евангелист Матфей. Историко-экзегетический очерк // БТ. 1964. Вып. 3. С. 5–33. [Speransky M., archpriest. Sviatoi apostol i evangelist Matfei. Istoriko-ekzegeticheskii ocherk (The Holy Apostle and Evangelist Matthew. Historical and exegetical essay) // Bogoslovskie Trudy (Theological Works). 1964. Vypusk 3. P. 5–33.] Ткаченко 2016 — Ткаченко А. А.Поиск исторического Иисуса и синоптическая проблема: состояние на начало XXI в. // Современная библеистика и Предание Церкви: Материалы VII Международной богословской конференции Русской Православной Церкви. М., 2016. С. 185–198. [Tkachenko A. A. Poisk istoricheskogo Iisusa i sinopticheskaia problema: sostoianie na nachalo XXI veka (Search for the historical Jesus and the synoptic problem: the state at the beginning of the XXI century.) // Sovremennaia bibleistika i Predanie Tserkvi: Materialy VII Mezhdunarodnoi bogoslovskoi konferentsii Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi (Modern Biblical Studies and the Tradition of the Church: Materials of the VII International Theological Conference of the Russian Orthodox Church). Moscow, 2016. P. 185–198.] Филофей (Артюшин), иером. 2015 — Филофей (Артюшин), иером.Cовременный метод нарративного анализа и перспективы его использования в православной библеистике // БВ. 2015. № 16–17. Вып. 1-2. С. 23–55. [Philotheus (Artiushin), hieromonk. Covremennyi metod narrativnogo analiza i perspektivy ego ispol'zovaniia v pravoslavnoi bibleistike (Modern method of narrative analysis and prospects for its use in Orthodox biblical studies) // Bogoslovskii Vestnik (Theological Herald). 2015. № 16–17. Vypusk 1-2. P. 23–55.] Филофей (Артюшин), иером. 2016 — Филофей (Артюшин), иером. Путь Мессии в Евангелии от Матфея: текст и богословие в свете нарративного анализа // Сборник трудов Кафедры Библеистики МДА. 2016. № 3. С. 142–159. [Philotheus (Artiushin), hieromonk. Put' Messii v Evangelii ot Matfeia: tekst i bogoslovie v svete narrativnogo analiza (The Way of the Messiah in the Gospel of Matthew: Text and Theology in light of narrative analysis) // Sbornik trudov Kafedry Bibleistiki Moskovskoi Dukhovnoi Akademii (Collected Works of the Department of Bible Studies Moscow Theological Academy). 2016. № 3. P. 142–159.] Филофей (Артюшин), иером. 2017 — Филофей (Артюшин), иером.«Идите, научите все народы…»: Христос и ученики в Евангелии от Матфея // БВ. 2017. № 24–25. Вып. 1-2. С. 21–55. [Philotheus (Artiushin), hieromonk. «Idite, nauchite vse narody…»: Khristos i ucheniki v Evangelii ot Matfeia (“Go, teach all nations ...” Christ and the disciples in Matthew's Gospel) // Bogoslovskii Vestnik (Theological Herald). 2017. № 24–25. Vypusk 1-2. P. 21–55.] Schökel 2000 — Schökel L. A. A Manual of Hebrew Poetics. R., 2000 (Subsidia Biblica 11). Artyushin 2014 — Artyushin S.Raccontare la salvezza attraverso lo sguardo. Portata salvifica e implicazioni pragmatiche del «vedere Gesù» nel Vangelo di Luca. R., 2014 (Tesi Gregoriana. Serie Teologia 203). Bacchiocchi 1980 — Bacchiocchi S. Divine Rest for Human Restlessness. A Theological Study of the Good News of the Sabbath for Today. R., 1980. Bacchiocchi 1999 — Bacchiocchi S. From Sabbath to Sunday. A Historical Investigation of the Rise of Sunday Observance in Early Christianity. Biblical Perspectives. R., 1999. Bauer 1979 — A Greek-English Lexicon of the New Testament and Other Early Christian Literature / Ed. W. Bauer, F. W. Gingrich, F. W.Danker.Chicago — L., 21979. Bazyliński 2009 — Bazyliński S. Guida alla ricerca biblica. R., 2009 (Subsidia Biblica 35). Bovati 1986 — Bovati P. Ristabilire la giustizia: procedure, vocabolario, orientamenti. R., 1986 (Analecta Biblica 110). Brown 2010 — Brown C. Исторический Иисус, поиски // Словарь Нового Завета. Т. 1. Иисус и Евангелия / Под. ред. Г. Д. Макнайт С. М. И. Говард. М., 2010. С. 290–305 (Современная библеистика). Bultmann 1935 — Bultmann R. ἔλεος, ἐλεέω,ἐλεήμων, ἐλεημοσύνη, ἀνέλεος, ἀνελεήμων // Theologisches Wörterbuch zum Neuen Testament / Ed. G. Kittel, G. Friedrich. Stuttgart,1935. Bd. 2. S. 474–483. Сapelli, Menestrina 2017 — I grandi interpreti della Bibbia nella tradizione ebraica // Vademecum per il lettore della Bibbia / Ed. P. Сapelli, G. Menestrina. Brescia, 2017 (Biblia. Associazione laica di cultura biblica). P. 203–218. Charles 1913 — 2 Enoch, or the Book of the Secrets of Enoch // The Apocrypha and Pseudepigrapha of the Old Testament in English: with introductions and critical and explanatory notes to the several books. Vol. 2. Pseudepigrapha / Ed. R. H. Charles. Oxford, 1913. P. 425–469. Charlesworth 1988 — Charlesworth J. H. Jesus Within Judaism. New Light from Exciting Archaeological Discoveries. New York, 1988 (The Anchor Bible Reference Library). Dacy 2010 — Dacy M. The Separation of Early Christianity from Judaism. Ph.D. Thesis (University of Sidney, 2001). New York, 2010. Davies, Allison 2004 —Davies W. D., Allison D. C. A Critical and Exegetical Commentary on the Gospel according to Saint Matthew. L. — New York, 2004. Vol. 1–2. Dix 1975 — Dix G. The Shape of the Liturgy. L., 1975. Enriquez 2009 — Enriquez D. L’ermeneutica ebraica delle origini tra filosofia e sapere rabbinico // Mediaeval Sophia: studi e ricerche sui saperi medievali. 2009. Vol. 5. P. 28–59. Fritz 2000 — Fritz M. P. Sabbath Rest and Sunday Worship: We Are Entitled to Both // Spirituality and the Jewish-Christian Dialogue: The Way Supplement. 2000. Vol. 97. P. 38–51. URL: https://batkol.info/festivals/the-sabbath/sabbath-rest-sunday-worship/ (дата обращения 16. 11. 2017). P. 38–51. Fritz 2008 — Fritz M. P. And I Will Betroth You to Myself Forever // Fritz M. P. Daughter of a Voice. I – Thou Encounters in the Book of Genesis. Victoria (BC), 2008. GELNT 1998–2000 — A Greek-English Lexicon of the New Testament. Being Grimm’s Wilke’s Clavis Novi Testament / Ed. J. H. Thayer. Electronic edition. New York, 1998–2000. Grilli 2007 — Grilli M.Quale rapporto tra i due Testamenti? Riflessione critica sui modelli ermeneutici classici concernenti l’unità delle Scritture. Bologna, 2007. Grilli 2009 — Grilli M.L’impotenza che salva. Il mistero della croce in Mc 8, 27–10, 52. Lettura in chiave comunicativa. Bologna, 2009. Grilli 2011 — Grilli M. Scriba dell’Antico e del Nuovo. Il Vangelo di Matteo. Bologna, 2011. Holladay 2000 — A Concise Hebrew and Aramaic Lexicon of the Old Testament Based upon the Lexical Work of Ludwig Koehler and Walter Baumgartner / Ed. W. M. Holladay. Leiden — Boston — Köln, 2000. Kim 2004 — Kim J. R.«Perché io sono mite e umile di cuore» (Mt. 11, 29): studio esegetico-teologico sull’umiltà del Messia secondo Matteo: dimensione cristologica e risvolti ecclesiologici. R., 2005 (Tesi Gregoriana. Serie Theologica 120). Kraft 1965 — Kraft R. A. Some Notes on Sabbath Observance in Early Christianity // St. Andrew’s University Seminar Studies. 1965. Vol. 3. P. 18–33. Lohfink 1989 — Lohfink N. Der niemals gekündigte Bund. Exegetische Gedanken zum christlich-jüdischen Dialog. Freiburg im Breisgau, 1989. Lubac de1959–1964 — Lubac de H. Exégèse médiévale. Les quatre sens de l’Écriture. P., 1959–1964. Vol. 1–4 (Théologie 41, 42, 59). Luz 1990 — Luz U. Das Evangelium nach Matthäus. Bd. 2. (Mt. 8–17). Neukirchen – Vluyn, 1990. Mello 1987 — Mello A. Questa è la nuova alleanza nel mio sangue. Tesi sull’unità dell’antica e della nuova alleanza // Studi ecumenici. 1987. Vol. 5. P. 209–220. Мottolese 2017 — Мottolese M. La Parola–Scrittura nel pensiero e nell’esperienza del giudaismo rabbinico. URL: http://www.progettoculturale.it/cci_new_v3/allegati/6797/Mottolese-Relazione.pdf (дата обращения 10. 11. 2017). Niccacci 1992 — Niccacci A.Dall’aoristo all’imperfetto o dal primo piano allo sfondo. Un paragone tra sintassi greca e sintassi ebraica // Liber Annuus. 1992. Vol. 42. P. 85–108. Niccacci 1997 — Niccacci A. La narrativa di Mc 1 // Entrarono in Cafarnao. Festschrift V. Ravanelli / Ed. M. Adinolfi, K. Kaswalder. Jerusalem, 1997. P. 59–71.
Plag 2005 — Plag C. Paulus und die Gezerah schawa. Zur Übernahme rabbinischer Auslegungskunst // Judaica. 2005. Vol. 50. № 2–3. P. 135–140. Rordorf 1968 — Rordorf W. Sunday: The History of the Day of Rest and Worship in the Earliest Centuries of the Christian Church/ Tr. A. A. K Graham. Philadelphia, 1968. Sanders 1987 — Sanders J. R. First Testament and Second // Biblical Theology Bulletin: Journal of Bible and сulture. 1987. Vol. 17. P. 47–49. Sarolli 1970 — Sarolli G. R. Luca, santo // Enciclopedia Dantesca. R., 1970. URL: http://www.treccani.it/enciclopedia/santo-luca_(Enciclopedia-Dantesca)/ (дата обращения 22. 11. 2017). Schechter 1961 — Schechter S. Aspects of Rabbinic Theology. New York, 1961. Sinclair 1997 — Sinclair D.Halakhah // The Oxford Dictionary of the Jewish Religion / Ed. R. J. Ζ. Werblowsky, W. Geoffrey. New York — Oxford, 1997. P. 293–294. Stefanovic 2011 — Stefanovic R. «The Lord’s Day» of Revelation 1, 10 in the Current Debate // Andrew’s University Studies. 2011 Vol. 49. № 2. P. 261–284. Vermes 2003 — Vermes G. The Authentic Gospel of Jesus. L., 2003. Wylen 2005 — Wylen S. M. The Seventy Faces of Torah. The Jewish Way of Reading the Sacred Scriptures. New York, Mahwah (NJ), 2005. Yang 1997 — Yang Y.–E. Jesus and the Sabbath in Matthew’s Gospel. Sheffield, 1997 (Journal of the Study of the New Testament. Supplement Series 139). Abstract Philotheus (Artyushin), hieromonk. Sabbath of the law and the mercy of the Lord of the Sabbath (Mt. 12, 1-8): on the question of the theology of the “two testaments” in the Gospel of Matthew The problem of the relationship between the Old and New Testaments is one of the most promising, but little studied directions of modern biblical theology. Interest in this topic is due primarily to a certain skepticism in the scientific community when trying to consider in detail and give a detailed justification for the theme of the unity of the two Covenants. In this article, the question of unity is examined on the example of the gospel passage (Matthew 12, 1-8), in which theology and the hermeneutics of the worship of the Sabbath are a recurring theme. Based on Jewish and Christian sources, as well as Matthew’s gospel as a coherent and consistent story, the A. comes to the conclusion that the teaching of Christ does not abolish ancient legislation, but elevates it to the height of God's original plan for man. Its meaning is in charity as a fundamental principle in the dialectic of divine-human relationships, an example of which is the mutual conditioning and complementary character of the Old and New Testaments in the economy of salvation. Keywords: Gospel of Matthew, Sabbath, law, Old Testament, New Testament, unity, mercy, salvation, rabbinic exegesis, Pharisees, Judaism, narrative analysis, text, reader, biblical theology, hermeneutics, dialectics, pragmatics. |