АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ

Святой Сергий – духовный вождь Руси


18 июня 2014 г.

Празднование 700-летнего юбилея со дня рождения святого Сергия совершается на фоне тревожной политической обстановки, когда возобладавшее в жизни Запада «полное разделение между нравственностью и политикой составляет одно из господствующих заблуждений и зол нашего века»1.

Быть может, именно в такие моменты жизни, когда история подводит человечество к роковым рубежам, аксиологический взгляд, обращенный к жизни святых, способен выявить высокую цену универсальной значимости их духовного идеала, в служении которому их политический идеал был вдохновлён этическим идеалом, так как они, по верному замечанию. В.С. Соловьёва «должны быть теснейшим образом между собой связаны»2.

Святой Сергий – духовный вождь Руси, примирявший русских князей и вдохновлявший их на собирание русских земель под политическим главенством Москвы. Знаменательно, что законное воссоединение Крыма с Россией совершилось в год 700-летнего юбилея преподобного Сергия.

Обращаясь к религиозно-нравственному облику преподобного Сергия, мы видим его глубокое смирение, его преклонение пред Богом, его погружённость в молитву и созерцание, его евангельскую любовь к ближним и дальним, его заботу о благоденствии Русской земли. Следование идеалу предполагает отрешённость от вещей материальных и чувственных, отказ от своей автономии, верность принципу самоотречения.

«Чтоб увидеть истину, – заявлял Лев Шестов, – нужны не только зоркий глаз, находчивость, бдительность и т.п. – нужна способность к величайшему самоотречению»3.

На светлом фоне сияния добродетелей святого Сергия, озарившего путь русской православной святости, открывается духовная несостоятельность цивилизационного пути в развитии Запада с его неотвратимой логикой отступления от Евангелия и забвения вечной жизни.

Очевидно, что «бедствия нашего времени велики, и опасность можно будет преодолеть только тогда, когда будет захвачена последняя глубина человеческой души, когда человечество опять проложит себе путь к Богу»4. История христианской Руси была отмечена стремлением Церкви к водворению в политической жизни Руси высоких нравственных начал, провозглашённых Евангелием в его обращении ко всем народам земли. По мысли В.С. Соловьёва, подобно тому,  «как нравственность христианская имеет в виду осуществление Царства Божия внутри отдельного человека, так христианская политика должна подготовлять пришествие Царства Божия для всего человечества»5.

Сегодня, как никогда, «человечество нуждается в обновлении духа и облагорожении инстинкта, в возвращении к Евангельской вере… и близится время, когда мы все будем помышлять только о внутреннем обновлении и будем искать Божьей помощи и спасения»6.

Евангелие есть последняя и абсолютная в своём вечном значении новость в ноуменальной жизни мира. Поэтому обращение к Евангелию – это не возвращение в прошлое, а устремленность в грядущее. «Древнее прошло, – говорит святой апостол Павел, - теперь всё новое» (2 Кор. 5, 17). «Кто во Христе, тот новая тварь» (2 Кор. 5, 17). В устремленности к вечности, как можно видеть из описания монашеского подвига святого Сергия, преодолевается забвение о смерти и будущей вечной жизни, так же как преодолевается безответственное отношение человека к своему высшему предназначению и нравственному призванию, включающему победу над нравственным злом, которое, как мы видим, сегодня широкой волной разливается в современном либеральном безрелигиозном мире.

«Никогда ещё отрицательные силы человеческого существа не выступали с таким дерзновением, так самоуверенно, с таким самосознанием; никогда ещё они не делали таких вызывающих попыток захватить власть над миром; никогда ещё человек не располагал такими техническими возможностями; никогда ещё он не владел такими разрушительными средствами… В мире намечается перелом; может быть, он уже совершается. Прежнее равновесие утрачено. И той худшей опасности, которая нам грозит, мы можем противостоять только при условии внутреннего обновления»7.

Празднование 700-летие святого Сергия должно явиться знаменательной вехой на пути исторического обновления народной жизни, по которому призвана идти Русь. Празднуя этот юбилей, мы должны стремиться постичь сокровенную тайну святости преподобного Сергия, его прижизненного и посмертного влияния на религиозное благочестие наших современников и соотечественников.

Величественный и недосягаемо высокий в своём истинном нравственном достоинстве, смиренный и благородный в своей внутренней светоносной преображённости, благодатный и обаятельно близкий всем нам в своей созерцательной утончённости, образ Сергия рождён в сокровенной глубине благодатной стихии религиозной жизни Руси и ярко, на многие века запечатлелся в своей сверхвременности в отеческом предании и в нашей национальной истории.

«Благочестив и правоверен был святой Сергий»8, его исторической заслугой явился вклад в процессе централизации русских земель под эгидой Москвы, когда «не слишком ещё мощная Москва получает деятельную поддержку со стороны Церкви в деле защиты русской земли от иноверцев и в деле собирания Руси»9. Русский философ С.А. Левицкий указывает на исключительную роль святого Сергия в процессе консолидации русских земель: «Особенно характерен в этом отношении преподобный Сергий Радонежский»10.

В своём правоверии и благочестии святой Сергий явился в нашем мире как герой истинной нравственной доблести, как светильник благодатного света, как носитель идеала христианской святости, как небесный ангел, как гений совершенного бытия. «Святому может быть присуща гениальность в самотворчестве, – отмечает Н.А. Бердяев, - в превращении себя в совершенство, в просиянную тварь» 11. Святой Сергий прежде всего есть человек от Бога. Он – человек Божий. «Человек – не сам виновник своего дара и своего гения. Он получил его от Бога и потому чувствует себя в руке Божьей, орудием Божьего дела в мире» 12. Святой Сергий стал исполнителем Евангелия и своей пламенной любовью к Богу он явил нам пример актуального исполнения воли Господней, заключённой в своём потаённом смысле в словах Евангелия:

«Огонь пришёл Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» (Лк. 12, 49)

Житие святого Сергия с эпизодами теофаний и ангелофаний написано на языке огня и света.

Объятый горением Божественной любви и озаренный сиянием Божественного света, святой Сергий верил в предназначение России настоящей бесстрашной верой и любил её настоящей всеобъемлющей любовью. По замечанию Д.И. Иловайского, «он горячо любил Родину и никому не уступал в ревности к её освобождению от постыдного ига» 13. Святой Сергий «любил Россию, её славу и благоденствие» 14, – писал Н.М. Карамзин. В сиянии веры и в обладании любви в своём пустынном уединении, в подвиге поста и молитвы, он стал носителем высокого  нравственного авторитета, духовным вождём Руси. Он стал небесным наставником, покровителем, заступником и предстателем пред Богом за всех русских людей, которых он привёл к себе за истекшие 600 с лишним лет после своего честного преставления.

И если бы можно было, по мысли В.О. Ключевского воспроизвести в описании всё то, что за сотни лет было молчаливо передумано и перечувствовано миллионами душ, то это описание стало бы «историей нашей всенародной политической и нравственной жизни»15. История народной жизни нашего Отечества содержит примеры зримо явленной его чудесной небесной помощи.

«О дивный угодник Божий, ты всегда тот же, и ты бдишь над Родиной нашей, и над всеми носящими имя твоё»16 – писал в своём заграничном изгнании, в своём парижском дневнике 2 декабря 1924 года протоиерей Сергий Булгаков. Протоиерей Сергий учит нас «внимать учению Святой Церкви»17, напоминая нам о том, что «святые всегда с нами, вспомоществуют и хранят нас» 18. Церковь нас учит, «следовать примерам жизни наших русских святых чтобы мы могли оправдать нашу жизнь подобно тому, как оправдались перед Богом святой Сергий, святые Алексий, Петр, Иона…»19.

Преподобный Сергий был послан России как небесный ангел-утешитель в тот судьбоносный момент её истории, когда, по словам Г.П. Федотова, «первое столетие монгольского завоевания было не только разгромом государственной и культурной жизни древней Руси: оно заглушило надолго и её духовную жизнь» 20. Оно, несомненно, грозило самому существованию русского народа. «Исторический народ для того, чтобы исполнить своё назначение, чтобы становиться христианским царством и способствовать всемирному совершенствованию, должен прежде всего существовать» 21.

В разгромленной монгольским нашествием России «так велико было материальное разорение и тяжесть борьбы за существование, что всеобщее огрубение и одичание были естественным следствием» 22 сложившегося порядка вещей. Противостоять злу можно было только силой внутреннего обновления.

Своим иноческим служением, своей церковной и общественной деятельностью, своей молитвой и созерцанием Божественного света святой Сергий внёс живоносное духовно-нравственное созидательное начало в процессе обновления духовного строя русской жизни.

Как монах и служитель престола Божьего святой Сергий отчётливо осознавал универсальность миссии Церкви, главным предназначением которой является задача внесения абсолютного Божественного начала в мировой строй вселенского бытия. Конкретное исполнение миссии Церкви он видел в обновлении и преображении нетварной Божественной благодатью всех сфер личной, семейной, общественной, государственной и вселенской жизни – от её высочайших вершин до самых далёких и скромных, но всё-таки ценных периферийных реальностей бытия.

Если личность свободна, она, по мысли Л.Н. Тихомирова, осознаёт свою обязанность «жить по-христиански, стремиться к спасению, она – должна быть проникнута самообладанием» 23.

Личность должна быть свободной, поскольку в действиях, совершаемых «под влиянием порывов страсти и корыстного пожелания нет свободы» 24

Православная религиозность святого Сергия была основана на свободе, она соединялась в его душе «с добродетелью и святостью» 25.

Восходя к идеалу богозаповеданного совершенства, став духовным наставником иноков, преподобный Сергий создал школу своих учеников, которые явились светильниками иноческой жизни в разных частях северо-восточной Руси. Благодатное духовное влияние святого Сергия на нравственную жизнь Московской Руси явилось одним из факторов, определившим характер XIV века в качестве переломного века в русской истории. По замечанию историка С.Ф. Платонова, святой Сергий «выступал на помощь Москве во все трудные минуты народной жизни и поддерживал громадным нравственным авторитетом начинания Московских князей» 26. Он приобрёл авторитет «покровителя, заступника и охранителя государства и Церкви» 27.

Святой Сергий совершает подвиг монашеского самоотречения, чтобы последовать за Христом. Он совершает борьбу с прилогами и наветами сил тьмы и одерживает победу над страстями. Он облекается в смирение и бесстрастие по образу совершенства Христа, сказавшего:

«Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем» (Откр. 3, 21).

В своей сокровенной ноуменальной сущности подвиг преподобного Сергия есть его личный реальный опыт актуального усвоения Победы Христовой над смертью и распространения следствий этой победы на окружающий мир.

Духовная победа над злом, в борьбе святого Сергия с искушениями, явилась основанием его дерзновения и непостыдного смиренного упования, с которым он предсказывает победу Великому князю Димитрию «на прегордых и дерзких агарян». Великий Московский князь и прославленный полководец Димитрий Донской  находится в таких же личных типологических отношениях с преподобным Сергием, в каких симфонически царь и пророк предстают в истории народа Божьего в Ветхом Завете. Позднее, как мы знаем, икона Явления Богоматери преподобному Сергию, написанная на доске от его гроба, сопровождала Московских царей и Российских императоров в их военных походах. Преподобный Сергий – небесный покровитель православного русского воинства.

Для исторического бытия государства необходима нравственная идея. Без высшей идеи не могут существовать ни государство, ни нация. Святой Сергия был живым и одушевлённым образом воплощения в русской жизни евангельского нравственного идеала. В силу своего нравственного авторитета преподобный Сергий стал духовным вождём Руси. С его авторитетом считались удельные князья. Уже было отмечено, что Сергий использовал свой авторитет для осуществления задачи централизации всех русских земель вокруг Москвы, взявшей на себя историческую роль единого консолидирующего центра. Своей деятельностью святой Сергий стремился преодолеть центробежные тенденции в процессе консолидации русских земель и вёл политику примирения враждующих с Москвой русских князей.

Источник сил для осуществления своей духовной миссии преподобный Сергий находил в подвиге постоянного молитвенного предстояния пред Святой Троицей. Образ единства Ипостасей Живоначальной Троицы был для него Первообразом, взиранием на который народ мог объединиться «в лоне единой Церкви»28 и «побеждать навистную рознь мира сего»29. Вершиной молитвенного предстояния преподобного Сергия пред Богом явилась его молитва за православное русское воинство в момент битвы на Куликовом поле, получившей в народе название Мамаева побоища и явившейся одним из величайших сражений средневековой эпохи. «Недаром историк В.О. Ключевский писал, что в сражении на Куликом поле родился единый русский народ. Родился-то народ, наверное, раньше, но своё огненное крещение точно получил именно на берегах Дона и Непрядвы. Ведь  тогда, в 1380 году, собственно говоря, решалась судьба всей Руси – быть или не быть» 30.

В жизни и облике святого Сергия мы видим преломление различных аспектов исторической реальности в их неслиянной раздельности и в их нераздельном соединении:  Церковь и царство, пустыня и столица, пророк и царь, монах и воин.

«Воин, как носитель меча и мироприемлющего компромисса, – заявляет И.А. Ильин, – нуждается в монахе как в духовнике, в источнике живой чистоты, религиозной умудрённости, нравственной плеромы: здесь он укрепляет свою совесть, проверяет цель своего служения и очищает свою душу. И самый меч его становится огненною молитвою. Таков Дмитрий Донской у святого Сергия перед Куликовой битвой.

Монах, как живой хранитель чистоты и праведности приобщается через воина бремени мира, его страданию и его героической неправедности; он уже не отрешается и не замыкается в своей праведности; он бережёт и строит её не для себя; он не отвёртывается от зла и злых обстояний, а вступает в борьбу с ними, становясь соратником воину, разделяя его страдания, благословляя и осмысливая его подвиг, сохраняя для него чистоту и умудрение. Монах выступает как бы ангелом-хранителем воина; и самая молитва его уподобляется огненному мечу. Таков святой Сергий, благословляющий Дмитрия Донского и дающий ему в спутники двух меченосных послушников» 31.

Благословение, данное святым Сергием Великому Московскому князю Димитрию на выступление против Мамая, представляет собой самый яркий пример в нашей отечественной истории воплощения идеи христолюбивого воинства. «Здесь нет того внутреннего противоречия, которое пытаются усмотреть сентиментальные моралисты»32 В основе этой идеи лежит жертвенная любовь к родному Отечеству, воплощаемая в защите христианской православной веры и в борьбе с проявлением зла, ведущейся во имя торжества правды Божией и дела Божьего на земле.

Христианство учит, – писал Н.А. Бердяев, – как быть сильным перед лицом жизни и смерти… человек бессилен вне Христа, но силен во Христе. Ибо Христос победил мир» 33.

Победа, одержанная русским воинством в Куликовской битве имела далеко идущие геополитические последствия для исторической судьбы Московской Руси. Эта победа была предопределена глубинной и неотвратимой логикой развития русской государственности, находившейся перед выбором новых приоритетных направлений будущих географических и культурных перспектив.

Первоначально культурные и географические интересы Руси были ориентированы в координатах «север-юг», по пути «из варяг в греки». С этой ориентацией были связано учреждение русской государственности с севера, и принятие православной христианской веры с юга. Рюрик обжился, было, в Новгороде, но Олег уже облюбовал Киев, а Святослав стремился уже за Дунай, желая иметь столицу в Доростоле. XIV век – век преподобного Сергия, переломный век русской истории, когда культурные и геополитические интересы Руси постепенно начинают ориентироваться в направлении «запад -восток», что привело к открытию окна в Европу на западе и к выходу России к Тихому океану на востоке. Но ориентация «север-юг»  остаётся актуальной и в век святого Сергия. Авва Сергий воспитывает плеяду своих учеников, ставших игуменами многих монастырей, с деятельностью которых связана колонизация северных земель. На интерес преподобного Сергия к северу указывает его дружба с апостолом северных народов святителем Стефаном Пермским, а о его связи с югом свидетельствуют дары и грамота, присланные ему Константинопольским патриархом Филофеем Конкиным.

Подготавливая Великого князя Димитрия на выступление против Орды, святой Сергий учитывал баланс политических и военных сил, сложившихся в направлении «запад-восток»: Тверь, Брянск, Чернигов, Литва на западе – Рязань, Нижний Новгород и Орда на востоке.

Век преподобного Сергия ознаменовал собой знаковый поворот в историческом цивилизационном развитии Руси. В ходе исторического цивилизационного развития Русь стала наследницей Улуса Джучи, т.е. наследницей Золотой Орды, огромной военно-феодальной державы, простиравшейся от низовьев Днепра и Дуная на западе до верховьев Иртыша и Оби на востоке. Позднее, Россия освоила Сибирь, вышла на Дальнем Востоке к Тихому океану и, шагнув на Американский континент, приступила к освоению Аляски и западного побережья северо-американского континента.

Таким образом, данное преподобным Сергием благословение Великому князю Димитрию на выступление против Орды, заключало перспективу освоения Востока в северной полосе евроазиатского континента. Неслучайно, например, первая церковь, построенная русскими поселенцами при основании Омска, носила имя святого Сергия.

Эпоха преподобного Сергия – это время напряженных богословских споров, которые велись в Византии относительно вопроса о природе Божественного света. Русь не участвовала в этих спорах, но она реагировала на этот вопрос своей монашеской жизнью и своим церковным искусством. Русь восприняла восторжевавшее в Византии паламитское учение о нетварной природе Божественного света. Это было второе по своей духовной значимости религиозное и культурное влияние Византии на жизнь Руси.

Первое духовное влияние Византии относится к Х веку, когда в результате Крещения Руси семена христианского просвещения взошли на русской почве классически ясной по своему стилю, величественной в своём достоинстве и одухотворённой по своему содержанию культурой Руси Киевского, или Домонгольского, периода.

Второе духовное влияние Византии на Русь произошло в XIV в., когда Москва восприняла последний луч угасавшей империи Ромеев.

XIV век – веха, которая ознаменовала окончательное разделение путей христианского латинского Запада и православного христианского Востока. На Западе восторжествовал Ранессанс.

Ренессанс – это такая эпоха в истории западной культуры, когда человек, его разум, его силы, его творческий потенциал – были возведены в некий абсолют. Эпоха Ренессанса не отрицала ценностей христианской веры, как не отрицала она и самого Царства Божия. Но Царство Божие, в умозрении деятелей эпохи Ренессанса, свершится лишь в конце времён, и до его наступления человек является автономным агентом земного исторического процесса.

На православном Востоке восторжествовал исихазм, получивший теоретическое обоснование в учении святителя Григория Паламы о нетварном характере Божественного света. Согласно паламитскому учению, человек уже здесь на земле способен стать причастником нетварной Божией благодати и реально переживать свою причастность к Царству Божию в реальных условиях земной исторической действительности.

Тот факт, что в XIV в. латинский Запад окончательно разошёлся с православным Востоком, имел в своей основе глубокие мировоззренческие и культурные особенности, отличавшие его от Востока.

«В XIV веке русские связи с Константинополем и с Афоном крепнут и оживляются… Важнее, конечно, приток новых памятников. И снова, это была целая литература, – на этот раз мистическая и аскетическая. Ведь новое переводческое возбуждение на Афоне и в Болгарии связано с движением исихастов, с созерцательным пробуждением и подъёмом… На Руси было кому читать эти мистико-аскетические книги. XIV-ый век был временем отшельнического и монастырского возрождения, – это век преподобного Сергия…»34.

По отзыву Е.Е. Голубинского, «преподобный Сергий Радонежский справедливо почитается отцом истинного монашества в Северной, или Московской, Руси времён монгольских, как преподобные Антоний и Феодосий Печерские были отцами такового же монашества в Южной, или Киевской Руси времени домонгольского»35.. Согласно подсчётам Е.Е. Голубинского, «преподобный Сергий и его ученики и собеседники основали до тридцати монастырей» 36  в пределах нынешних губерний: Московской, Владимирской, Нижегородской, Костромской, Ярославской и Тверской.

Эпоха исихазма заключала в себе глубокий интерес к человеческой личности, оберегающей от повреждения свой внутренний мир. Духовные наставления преподобного Сергия приобретают глубину и смысловую актуальность в контексте исихастской тематики в сочинениях греческих авторов, «посвященных внутреннему миру человека, дисциплине ума вниманию, различным помыслам, путям развития страсти» 37. В живом и глубоком интересе к вопросам внутреннего преображения человеческой личности заключается уникальное своеобразие эпохи святого Сергия. «Ничего подобного, – отмечает Г.М. Прохоров, – не было ни в XI-XIII, ни в XVI-XVIII вв. 38

В судьбе святого Сергия решающее значение имело его отречение от мира, положившее начало его молитвенному подвигу и ставшее предпосылкой его религиозного и нравственного призвания. Преподобный и богоносный авва Сергий явил в подвиге своей жизни пример актуального исполнения Евангельской заповеди искания Царства Божия и правды его. Этим путём шли все святые, этим путём шла и продолжает идти Святая Русь.

В своей тысячелетней истории Россия явила миру второй после Византии величайший тип православной христианской цивилизации. Она создала великую государственность и самую великую христианскую культуру. Миссией России является её служение делу Божьему на земле, поэтому России, по словам В.С. Соловьёва был присущ «нравственный подвиг самоотречения» 39, и в этом подвиге не было места разделению между политикой и нравственностью. И сегодня, взирая на образ служения Богу и спасению мира святого великого Сергия, современная православная Россия должна считать своим главным историческим предназначением созидание Православной Церкви Христовой, которая «является не только как собрание верующих лиц, но и как братский союз народов в преображённом человечестве» 40.

В своём лице святой Сергий являет символ этого великого вселенского предназначения России, и если «есть у России народный богатырь, который всего лучше выражает дух России, то, конечно, это преподобный Сергий» 41.

Греческое слово «игумен» переводится на русский язык словом «вождь». И та традиция, с которой связывается торжественное именование святого Сергия игуменом Русской Земли, заключает в своей сокровенной основе глубокий символический смысл.

Примечания:

 

1.                 Соловьёв В.С. Сочинения в 2 т. Т. 1. Философская публицистика. М., 1989. С. 264.

2.                 Там же. С. 264.

3.                 Шестов Л. На весах Иова. ЭКСМО, 2009. С. 323.

4.                 Ильин И.А. Собрание сочинений в 10 т. Т. 3. М., 1994. С. 558.

5.                 Соловьёв В.С. Сочинения в 2 т. Т. 1. Философская публицистика. М., 1989. С. 264.

6.                 Ильин И.А. Собрание сочинений в 10 т. Т. 3. М., 1994. С. 558.

7.                 Там же. С. 558-559.

8.                 Соловьёв В.С. Собрание сочинений в 2 т. Т. 1. Философская публицистика. М., 1989. С. 417.

9.                 Левицкий С.А. Трагедия свободы. М., 2008. С. 536.

10.             Там же. С. 536.

11.             Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993. С. 120.

12.             Там же. С. 118.

13.             Иловайский Д.И. История России в 5 т. Т. 2. М., 1896. С. 106.

14.             Карамзин Н.М. История Государства Российского. М., 2006. С. 347.

15.             Ключевский В.О. Значение преподобного Сергия Радонежского для русского народа и государства. Саратов, 2009. С. 11.

16.             Булгаков Сергий, прот. Автобиографические заметки. Дневники. Статьи. Орёл, 1998. С. 221.

17.             Там же. С. 221.

18.             Там же. С. 221.

19.             Розанов В.В. Т. I. Религия и культура. М., 1990. С. 51.

20.             Федотов Г.П. Святые Древней Руси. Париж, 1985. С. 128.

21.             Соловьёв В.С. Сочинения в 2 т. Т. 2. М., 1989. С. 568.

22.             Федотов Г.П. Святые Древней Руси. Париж, 1985. С. 128.

23.             Тихомиров Л.Н. Религиозно-философские основы истории. М., 1997. С. 285.

24.             Там же. С. 285.

25.             Соловьёв В.С. Собрание сочинений в 2 т. Т. 1. Философская публицистика. М., 1989. С. 417.

26.             Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. Пг. 1917. С. 168.

27.             Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописании её главнейших деятелей. М., 2006. С. 133.

28.             Евгений, архиепископ Верейский. Вступительное слово // Встреча, № 1, 2014, С. 1.

29.             Там же. С. 1.

30.             Перевезенцев. Русский выбор. М., 2007. С. 68.

31.             Ильин И.А. Путь к очевидности. О сопротивлении злу силой. М., 1993. С. 131.

32.             Там же. С. 130.

33.             Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993. С. 109.

34.             Флоровский Георгий, прот. Пути русского богословия. Париж, 1937. С. 9-10.

35.             Голубинский Е.Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. СТСЛ., 2012. С. 54.

36.             Там же. С. 66.

37.             Прохоров Г.М. О византийской богословско-философской литературе в культуре Руси XIV-XVI вв. // Свидетель истины. Памяти протопресвитера Иоанна Мейендорфа. Екатеринбург, 2003. С. 430.

38.             Там же. С. 430.

39.             Соловьёв В.С. Сочинения в 2 т. Т. 1. Философская публицистика. М., 1989. С. 289.

40.             Там же. С. 283.

Поселянин Е. Сказание о святых вождях земли Русской. М., 1900. С. 171.
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.