АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ

Интервью с руководителем отделения Истории Церковного искусства МДА Н. В. Квливидзе


На вопросы отвечает: Нина Валериевна Квливидзе
В 2012/2013 учебном году в Московской духовной академии открылось отделение Истории Церковного искусства. Руководитель отделения Н. В. Квливидзе рассказала корреспонденту пресс-службы МДА о работе нового направления и  о требованиях, предъявляемых к абитуриентам.
27 июня 2013 г.

Здравствуйте, Нина Валериевна. Вы выступили инициатором открытия отделения Истории Церковного искусства в МДА. Скажите, как возникла идея создания нового отделения академии?

Создание отделения Истории церковного искусства в Московской духовной академии обусловлено, с одной стороны, той ситуацией, которая сложилась сегодня в связи с возвращением Церкви памятников церковного искусства и очевидным недостатком специалистов в этой области. С другой стороны существует внутренняя причина, связанная с самим церковным искусством как частью духовного опыта Церкви, изучение которого является  одной из задач духовного образования и науки. Семьдесят лет государственного атеизма в нашей стране, отторжение от Церкви созданного ею искусства породили противоестественное противопоставление культуры и церкви. Лукавая попытка подменить понятие «атеистической культуры» понятием «культуры» вообще не выдерживает никакой критики. О богословских основах христианского искусства свидетельствует само современное состояние науки о древнерусском и византийском искусстве, в которой важнейшими направлениями является изучение иконографии и связи искусства и литургии. Целью нашего отделения, открывшегося в старейшем высшем духовном учебном заведении России, имеющего неоценимое богатство учебной и научной традиции, является подготовка церковных специалистов, которые могли бы изучать и хранить памятники церковного искусства, церковной культуры, русской православной культуры.

Нина Валериевна, каких абитуриентов Вы хотели бы видеть?

Хотелось бы, чтобы на нашем отделении учились студенты, которые любят науку и любят искусство. Это две составляющие, которые чрезвычайно важны. Они должны чувствовать ответственность за сохранность того, что создано нашими предками, русской и вообще православной церковью. Перед церковной наукой об искусстве стоят задачи и фундаментальные, и практические, и просветительские. Поэтому необходим профессиональный подход, требующий глубоких знаний. Я считаю, что для наших абитуриентов очень важно это осознавать.

Чему Вы хотите научить студентов этого отделения? Какие навыки и знания они приобретут?

Мы должны научить студентов, прежде всего, серьезному отношению к истории церковного искусства как к явлению духовной культуры. Та двойственность, то разделение между эстетическим и духовным, которое существует в сознании многих людей, мне кажется явлением временным. Для того, чтобы это разделение преодолеть, необходимо знание. В иконе, в святом образе неотделимо духовное содержание от художественной формы, в которой это содержание выражено. Изобразительное искусство — это часть мировой истории культуры. Соответственно, для того, чтобы знать что-то о церковном искусстве, нужно представлять его историю. Нужно изучать различные эпохи, различные произведения, нужно знать творчество выдающихся художников и уметь ориентироваться в историческом художественном процессе. Поэтому знание византийского и древнерусского искусства, искусства Болгарии, Сербии, Македонии, Румынии – это одна из важнейших задач обучения на нашем отделении.

Церковное изобразительное искусство настолько тесно связано со словом, что изучать только форму – пространство, линию и цвет, для историка церковного искусства недостаточно. Необходимо знание текстов, которые лежат в основе произведения изобразительного искусства, знание Священного Писания, литургических песнопений, творений святых отцов, литературных произведений. Поскольку эта магистерская программа ориентирована на восточно-христианское искусство, то, конечно, в основе лежит изучение древнегреческого языка и литературы, и церковно-славянского языка и древнерусской литературы. Это важнейшая составляющая знаний, которые должны быть получены студентами.

При этом студенты должны научиться применять свои знания. Необходимо приобрести навыки работы и с источниками, и с научной литературой, и с памятниками. Студенты должны уметь описать не только сюжетную или художественную сторону произведения, определить стиль, время и место его создания, то есть решить атрибуционную задачу, но и проанализировать и описать состояние сохранности памятника. Будущие хранители музейных коллекций или икон и фресок в храме должны уметь поддерживать необходимый для сохранности произведений режим и вовремя распознавать разрушения, чтобы принять реставрационные меры.

Кроме того, выпускники нашего отделения, имеющие склонность к педагогической деятельности, и те, кто будет вести просветительскую работу, например, проводить экскурсии в музеях, читать лекции, также должны иметь определенные навыки. Для работы в церковных музеях необходимо приобрести навыки организации музейного пространства. Создание музейных экспозиций, выставок, — сложная задача. Изучение мировой практики церковных музеев поможет нашим студентам овладеть знаниями и навыками в этой сфере. Необходимо, чтобы о церковном искусстве было широко известно именно как об искусстве, созданном Церковью.

Использовали ли Вы чей-то опыт в создании отделения Истории Церковного искусства? Чем Вы руководствовались, создавая план изучаемых предметов?

Да, прежде всего, это пример Свято-Тихоновского богословского университета. Насколько мне известно, там впервые был открыт факультет церковных художеств и кафедра истории церковного искусства. В целом в основе лежит опыт университетского образования, что сказалось в формировании программы нашего магистерского направления.

Подбор учебных предметов в значительной мере ориентирован на будущую исследовательскую и преподавательскую работу, на то, с чем сталкивается искусствовед в своей практической деятельности. В дореволюционные времена все без исключения школьники, которые учились в гимназиях, изучали латынь и греческий. Они естественным образом пользовались этими древними языками в студенческий период, а затем в научной работе. А в наше время это стало проблемой. Знание древнегреческого языка мы из школы, к сожалению, не выносим. Поэтому специалисты искусствоведы, занимающиеся византийским искусством, вынуждены самостоятельно дополнительно изучать греческий язык, для того, чтобы иметь возможность прочесть надписи на иконах или на фресках, или тексты, которые иллюстрируются миниатюрами, или древние описания несохранившихся росписей. Без знания современной мировой научной литературы также невозможна ни преподавательская, ни научная работа, поэтому особое внимание уделяется изучению иностранных языков. Вот эта практическая необходимость заставила подобрать такие дисциплины, которые дадут возможность нашим выпускникам свободно пользоваться источниками и ориентироваться в актуальных научных проблемах.

Кто будет преподавать на этом отделении?

Преподавать будут, в первую очередь, профессора и преподаватели Московской духовной академии, а также приглашенные специалисты.

Чего Вы ждете от выпускников? Каких специалистов Вы планируете выпускать?

Я надеюсь, что выпускники нашего отделения успешно окончив курс, написав свои магистерские работы, смогут применить свои знания и навыки в сфере сохранения и изучения церковного искусства, работая в церковных музеях, храмах, преподавая в семинариях и школах. И еще одно направление мне кажется очень перспективным – это совместная работа наших выпускников и иконописцев. Такое сотрудничество должно быть плодотворным, так как искусствоведы, закончившие наше магистерское отделение, смогут применить свои знания истории церковного искусства на пользу современной практике иконописания.

Где могут быть востребованы выпускники?

Выпускники нашего отделения могли бы найти работу в церковных музеях, могут быть хранителями памятников искусства в больших соборных храмах, каждый из которых является исторически сложившимся музеем. Они могут преподавать в семинариях, гимназиях, воскресных школах. Безусловно, выпускники могут найти применение и в церковном управлении. Вопросы хранения и реставрации архитектуры, настенных росписей, икон, а также перестроек зданий, устройства отопления, освещения и т.д. в целых монастырских комплексах и в отдельных храмах — это сложная научная задача. Для решения этой задачи необходимы церковные специалисты, владеющие не только историческими или искусствоведческими знаниями, но и знанием богослужебного чина. Как мне представляется, выпускники нашего магистерского направления могут оказать в этом неоценимую помощь епархиальным архиереям, настоятелям монастырей и храмов, участвуя в работе реставрационных и художественных советов. Немаловажным является также участие наших специалистов в решении вопросов современного церковного искусства. Выпускники отделения Истории церковного искусства, обладая достаточной квалификацией, могли бы осуществлять работу по всем названным направлениям.

Беседовала Анастасия Ширяева

См.также:
08 августа 2018 г.
С 31 июля по 11 августа 2018 года в Центре дополнительного образования при Московской духовной академии проходит очередная учебная сессия.
19 июня 2018 г.
15 и 16 июня 2018 года преподаватели и студенты вечерних курсов Центра дополнительного образования Московской духовной академии молились за вечерним богослужением и Божественной литургией в храме вмц. Параскевы Пятницы на Пятницком подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры.
13 января 2018 г.
12 января 2018 года состоялась встреча учащихся Центра дополнительного образования с насельником Троице-Сергиевой лавры архимандритом Илией (Рейзмиром).
12 января 2018 г.
11 января 2018 года состоялась встреча заведующего библиотекой Московской духовной академии игумена Дионисия (Шлёнова) с учащимися Центра дополнительного образования МДА.
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.