![]() |
![]()
|
Греция Пресвятая Богородица с младенцем. Конец XVI века. Греция. Дерево, левкас, темпера, канфарение. 41,0х29,7 см. Икона реставрирована. ![]() Изображение Богоматери на этой иконе относится к редкому иконографическому варианту, не получившему определенного названия в византийском и поствизантийском искусстве. Основой образа является тип Одигитрии, но он отличается от традиционного некоторыми особенностями: Христос расположен не прямолично, а вполоборота; Его левая рука вложена в ладонь Богоматери; ножки Младенца перекрещены; правая пятка вывернута. Перечисленные черты восходят к другим изводам. Изображение перекрещенных ног Младенца с вывернутой пяткой многократно встречается в иконографии «Умиление» («Гликофилуса»). Известно лишь несколько древних образов Одигитрии с подобным расположением Его ножек: на грузинской иконе из Цилкати, датируемой Н.П.Кондаковым VIII-IХ вв., и на мозаике в южном рукаве креста кафоликона Осиос Лукас в Фокиде, 1030-е годы. Положение вывернутой ступни носком вверх, присуще в основном изводу «Страстная»; также только в этом изводе ручки Христа вложены в ладонь Богоматери, обычно обе, но есть отдельные примеры, когда правая рука поднята в указующем жесте или в ней он держит свиток. Таким образом, икона принадлежит к смешанному варианту — «Страстная» типа Одигитрии (извод, выделенный впервые греческой исследовательницей X. Балтоянни). Общая система живописи иконы основывается на произведениях критской школы. Письмо ликов выполнено разбеленной охрой с розоватым оттенком по светло-коричневому санкирю; но вместо отдельных белильных движков, часто используемых в это время критскими мастерами, объем создается здесь более широкими поверхностями света, а тени вокруг глаз и носа более жесткие, по сравнению с типичными образцами критского искусства второй половины — конца XVI в., близкими по стилю, но иными по исполнению. Объем трактован более плоскостно, рисунок несколько прямолинеен, у внутренних уголков глаз моделировка белилами выполнена резкими движками в форме треугольников, — такие приемы характерны для памятников данного времени, но выполненных не на Крите, а в континентальной Греции (икона Богоматери «Страстная», XVI в., Греция. Орнамент на нимбах в виде многолепестковых цветов, заключенных в круги, встречается и на критских, и на греческих иконах («Страстная», XVI в., Греция; «Елеуса», конец XVI в., Крит), но его исполнение также свидетельствует о создании иконы в материковой части Греции. В связи с этим предлагаем пересмотреть первоначальную атрибуцию критской школой и считывать икону произведением материковой Греции. Н.Герасименко. Тайная вечеря. Греция. Вторая половина XVIII века. Дерево, ковчег, левкас, темпера. 32,4х23,3 см. Икона реставрирована. Трещины левкаса. ![]() Икона написаны в традициях, близких к живоподобному письму. Манера исполнения характерна для греческой живописи середины — второй половины XVIII столетия. Лики написаны по серо-оливковому санкирю с яркими белильными высветлениями по форме. У уголков глаз, носа, на лбу положены точные белильные движки. Манера исполнения близка к таким произведениям, как «Три отрока в печи огненной» из Протатона на Афоне, XVIII в.; «Мученик Меркурий», Афон, XVIII в., ГИМ. Схема построения композиции и изображения заднего плана иконы «Евхаристия» аналогична «Сошествию во ад» из монастыря Иоанна Богослова на Патмосе второй половины XVIII в. Как показывают перечисленные аналогии, весьма возможно, что эти иконы связаны с Афоном. Они составляют один комплекс и, видимо, являлись частью одного эпистилия темплона. Очевидно, что эпистилий, в который входили эти иконы, имел в своем составе изображения избранных святых и праздников. Собор Архангелов. 1811 год. Греция. Дерево, левкас, темпера. 35,2х28 см. Икона реставрирована. Имеются небольшие тонировки. ![]() Образ на мандорле может быть различным. Наиболее часто изображается Христос Еммануил. Реже встречается образ Христа Пантократора, как на уже упоминаемой иконе из Ватопеда. Также может быть представлен Христос с ангельскими крыльями или Богоматерь с Младенцем. Форма мандорлы может быть как круглой, так и в виде перекрещивающихся треугольников. Сохранились афонские гравюры середины XIX в. на этот сюжет, в основном с изображением трех архангелов. Изображения на этой иконе отличаются богатством декорирования одежд: на золотых доспехах Михаила написан крест и львиная маска; Гавриил представлен в изукрашенных придворных одеяниях, перевитых лором. Меч в руке Михаила — огненный, троеконечный. Редким является изображение благословляющего Господа Саваофа в облачном сегменте. Особенностью этой иконы является и текст названия — «собор таксиархов». В то время как в большинстве композиций указывается: «собор бесплотных сил» или «собор архангелов». Таксиархами называли обычно только Михаила и Гавриила как главных среди ангелов, и это наименование использовалось в основном только при посвящении им храмов. Но четкой регламентации этого наименования не было, встречается даже надпись «собор архистратига Михаила и остальных». Стиль иконы характерен для греческой живописи начала XIX в. Среди близких аналогий следует указать житийную икону «Святые Акакий, Игнатий и Евфимий» из Скита Иоанна Крестителя монастыря Ивирон на Афоне, 1818 г. (иконописец Досифей, монах из Сербии), и «Собор архангелов» из иконостаса 1817-1818 гг. церкви Панагия Панагуда в Фессалониках. На иконе сохранилась посвятительная надпись и год создания — «моление раба Божия» //... в год 1811. Собор всех святых. XIX век. Греция. Дерево, ковчег, левкас, темпера. 31,4х23 см. Икона реставрирована. Небольшие выпады левкаса. ![]() Вокруг сфер обычно изображаются ангелы, евангелисты или символы евангелистов. На фоне вне сфер часто встречаются фигуры пророков Соломона и Даниила или Исайи и Иезекииля. Отличительной особенностью этой иконы является размещение символов евангелистов по краям внутреннего круга и изображение двух херувимов по углам. Образ Рая в нижней части иконы традиционен — на фоне зеленых кущ представлены три праотца — Авраам, Исаак, Иаков и благоразумный разбойник. Иконография «Собор всех святых» получила особое распространение на Афоне: такие иконы часто включались в иконостасы скитов; их можно видеть в монастырях Павла Ксиропотамского, Кутлумуш, Каракал, Ставроникита. В качестве наиболее близких иконографических аналогий можно назвать икону второй половины XVII в. из музея в Реклинхаузене; «Все святые» из Нового Скита на Афоне, 1770 г.; «Все святые» XVIII в. из афонского монастыря Павла Ксиропотамского. Манера живописи характерна для XIX в. Тип изображения херувимов в верхних углах композиции подтверждает эту датировку. Живопись личного исполнена контрастно, в ее основе — темный санкирь, по которому для создания объема положен чуть розоватый тон и белила. Рисунок по золоту нанесен тонкими линиями зеленого и красного цветов. Цветовые сочетания и общий характер оформления иконы с двойными золотыми и киноварными полями позволяют высказать предположение о создании этой иконы на Афоне. Святитель Спиридон Тримифунтский. Конец XVII — начало XVIII века. Греция. Дерево, левкас, темпера. 88,5х53,6 см. Икона реставрирована. ![]() Святитель Спиридон, епископ Тримифунтский (ум. в 348 г.) прославился своей благочестивой жизнью и неустанным служением в сане епископа города Тримифунта на Кипре в IV в. День памяти 12/25 декабря. Святитель обладал даром провидения и чудотворения, после смерти у его мощей происходили различные исцеления. Он широко почитался во всей Византийской империи, особенно на Кипре, где родился и служил, и на Корфу, где с 1460 г. находятся его мощи. Иконография святого, представленного с седой заостренной раздвоенной бородой, в плетеной шапочке и с закрытым Евангелием на левой руке, традиционна. Один из первых канонических примеров сохранился в Минологии Василия II, 979-989 гг. Форма головного убора святителя объясняется тем, что он был пастухом в юности. Тип изображения святителей на троне распространяется только в поздневизантийский период, среди подобных образов — икона «Святой Спиридон» из греко-православной церкви Петра и Павла в Неаполе (художник Константинос Триандафилос, 1782 г.). Традиция украшать одежды различными сюжетами появляется в поствизантийской живописи и встречается не часто. Изображения на иконе принадлежат к наиболее распространенным: на палице — Христос, восставший из гроба в мандорле славы, по краям — символы евангелистов; на епитрахили — образы апостолов в овальных картушах; на левом поруче — сцена Благовещения; на окладе Евангелия — крест с распятым Христом и плачущими ангелами по сторонам. Манера изображения одежд отличается тонкими цветовыми сочетаниями высветленных тонов и изобильным декорированием, что характерно для конца XVII — первой половины XVIII в.: бледно-розовая фелонь украшена золотым крупным растительным орнаментом, по светлой серо-голубой ризе выполнены золотом пятилепестковые розетки, на бело-голубом омофоре — красные и золотые цветы. Золотой трон также изукрашен различными орнаментами, его спинка завершается головками ангелов и львиными масками, две звериные морды можно различить и в рисунке ножек трона. Характер живописи личного позволяет датировать икону концом XVII — началом XVIII в.: лик написан активными розовато-белильными высветлениями по охристому санкирю, тени усилены, мелкие регулярные движки образуют достаточно плотную и подвижную материю. Подобные черты соотносятся с такими произведениями греческих мастеров, как «Святитель Николай» Эммануила Тцанеса, 1683 г.; «Иоанн Предтеча» Андреаса Карадиноса, первое десятилетие XVIII в., Византийский музей в Афинах; «Дионисий Ареопагит» Парфениоса Канкелариса, 1729 г. Велика вероятность, что подобное крупное произведение могло быть выполнено для одного из храмов Корфу, но общий тип и система характерны для всей иконописи Северной Греции и больших островов и не позволяют точно определить регион. Выводы не могут быть подкреплены и дополнены именем мастера, ибо сохранились лишь фрагменты текста на подножии трона — «... рука иеро...» — вероятно, иеромонаха, что, однако, не проясняет ситуации, так как многие художники являлись священниками и монахами. Н.Герасименко.
|